1 декабря 2021

Башар Куатли: Это шахматы наших дедов

Гроссмейстер, заместитель президента ФИДЕ ответил на вопросы Владимира Барского

– Башар, как вам четвертая партия? Довольно скучная?

– Мы видим тенденцию, которая началась в 2016 и 2018 годах.

– Много ничьих?

– Да, и это абсолютно нормально, поскольку суперкомпьютеры становятся всё быстрее и быстрее. У этих джентльменов есть доступ ко всей информации, а что это означает? Шахматы, которые мы знали много лет назад – да хотя бы 10 лет назад – уже далеко не те же самые. Это борьба между суперкомпьютерами, которыми управляют чемпион мира и претендент. Такова тенденция.

Пока один из игроков не заболеет или не столкнется с какими-то другими проблемами, железная рука останется железной рукой. Никто не будет рисковать так, как раньше. Каждый понимает, что происходит. Сегодня, например, соперники сделали первые 20-25 ходов очень быстро. Конечно, они знали, что происходит на доске. Да, это борьба, но…

За 33 года, которые прошли после первого чемпионата мира по быстрым шахматам в Масатлане (чемпионом тогда стал Анатолий Карпов, обошедший по коэффициенту Виктора Гаврикова – В.Б.), быстрые шахматы получили огромное признание, и сегодня большинство людей предпочитают рапид и блиц. То, что мы видим здесь – это шахматы наших дедов. Вопрос не в том, нравятся они нам или не нравятся. Смотрите: соревнования по крикету ранее продолжались 5 дней и могли закончиться вничью. Затем люди задумались: что мы можем сделать, чтобы улучшить игру? Пришли к тому, что соревнования сократились до одного дня. Пуристы говорили: «О, это не крикет! Крикет должен продолжаться пять дней!» Это нормальная реакция. А сегодня соревнования по крикету продолжаются три часа. И всё прекрасно работает.

По-моему, чемпионаты мира по рапиду и блицу чувствуют себя прекрасно, поскольку этот формат лучше всего адоптирован к современной жизни, он привлекателен для зрителей. Да, пуристы больше любят такой контроль времени, как здесь на матче, но мы должны думать о будущем нашей игры. Ведь если она не отвечает требованиям времени, то люди начнут от нее отворачиваться. Да, есть традиции, я это прекрасно понимаю; изменить их непросто. Надеюсь, в этом матче мы не увидим 14 ничьих. Но если такое случится, это будет означать, что нынешний формат нехорош. В двух предыдущий матчах было всего 2 результативных партии из 24-х. Только 2!

Что наиболее привлекательно в шахматах?

– Борьба интеллектов?

– Да, но интересна еще и спортивная непредсказуемость. Это спорт: кто-то должен быть сильнее и лучше, быть более искусным и так далее, но и у его соперника тоже должны быть шансы. Но если мы видим железную руку, которая уравнивает игру, то что о нас думают люди? Телеканалы, зрители? Сюда на матч приходят болельщики, но что они могут увидеть? Партия может продолжаться 7-8 часов – это немыслимо! Да, таковы наши правила, но… По-моему, игроки должны играть быстрее, чтобы было больше ошибок. Если нет ошибок, то что интересного? Что еще можно сделать, так это отменить выходные дни. Это же спорт! Может быть, оставить один выходной на середине дистанции. У игроков есть суперкомпьютеры, есть много времени на подготовку благодаря выходным – нет реального вызова, условия для шахматистов слишком легкие. Также с точки зрения зрителей не слишком хорошо, что участники не остаются всё время за доской. Конечно, место проведения матча прекрасное, условия прекрасные – мне они нравятся. Но есть много небольших деталей, которые тоже имеют значение.

Когда я 31 год назад организовывал матч Каспаров – Карпов (вторая половина матча 1990 года проходила во французском городе Лион – В.Б.), мы следили за деталями. Когда, например, шахматист играл белыми, он сидел в белом кресле, когда черными – в черном. У нас было очень много зрителей, матч транслировали по ТВ. Но это было совсем другое время, до появления интернета – невозможно сравнивать. Сейчас достаточно включить телефон, и можно откуда угодно следить за матчем на первенство мира.

Мы ушли далеко вперед, однако необходимо учитывать разные аспекты. Что я вижу как гроссмейстер? Да, это не те шахматы, в которые я когда-то играл, они абсолютно другие. Чтобы они приносили удовольствие зрителям, нужна драма. Нет драмы – нет спорта! А драма означает ошибки, человеческие ошибки. Если вы будете испытывать большее давление, то ошибки, конечно, появятся. Сейчас, повторюсь, условия слишком комфортные: много выходных дней, много времени на обдумывание.


– Какая сейчас ситуация с шахматными соревнованиями во Франции? Возобновляются «живые» турниры?

– Не так уж всё хорошо. Раньше у нас было гораздо больше соревнований по всей стране. Сейчас главная проблема – неопределенность. Вы не можете прогнозировать, что случится, ведь в любой момент может начаться новая волна ковида. Посмотрите, турнир Grand Swiss был почти что отменен… К счастью, мы вовремя успели начать матч на первенство мира. 

Материал подготовлен для спортивного интернет-портала Championat.com, где очень оперативно, подробно и всесторонне освещается ход матча на первенство мира. 

Фото: Ники Рига, ФИДЕ