3 июля 2012

Баира Кованова: Главное, чтобы позвонил Павел Владимирович

Дмитрий Кряквин побеседовал с победительницей Высшей лиги чемпионата России среди женщин


Бая, поздравляю с победой! Как складывался турнир?

Шла по дистанции хорошо. Правда, во втором туре в партии с Диной Дроздовой случилась неприятность. Я очень удивилась, когда последовал удар на f2. Но не расстроилась, и мне стало очень смешно. Еле улыбку сдерживала – настолько это детский зевок! Решила, что надо сделать еще несколько ходов, и постепенно позиция из безнадежной стала вполне игровой. Потом, когда я начала наступать на ферзевом фланге, то подумала: «Если я выиграю эту партию, то, скорее всего, отберусь в Суперфинал!» И получилось, что она потеряла нить игры. Это очень воодушевляет, когда так везет. Потому что если бы не спаслась, то всё по-другому могло сложиться. Зевок на 10-м ходу – это уникально!

Но ведь впереди были другие, и не менее принципиальные партии?

Очень важно было обыграть Ольгу Гирю. Оля, на мой взгляд, была самой опасной соперницей, и после победы в цейтнотной перестрелке я поняла, что нахожусь в хорошей форме и могу еще поднажать.

А как проходила партия с подругой Наташей Погониной?

Там была жесткая «отсушка» (смеется). Наташа очень сильная шахматистка, и вдвойне неприятно, что где бы ни играли вместе – обязательно встречаемся. В Высшей лиге наша партия должна была произойти в любом случае. Значение имел лишь цвет. Я рада, конечно, что всё завершилось спокойной ничьей.


Подруги-соперницы Баира Кованова и Наталья Погонина

Дальше играть было легче?

Очень неприятный момент произошел в конце партии с Бондарук. После долгой и напряженной борьбы я не поняла, что на доске у меня выиграно! И автоматически сделала ничью, а Настя мне говорит сразу после соглашения: «Ты чего? Какая ничья?» Вернулась в номер, и сразу Павел Владимирович Лобач, мой тренер звонит, переживает... Я очень расстроилась, долго не могла уснуть. На следующий день надо было черными сражаться с Овод, и ту партию я играла очень плохо... К концу турнира нервы уже были на пределе. Представь, лидируешь весь турнир, и тут такой удар!

Не слишком ли тяжелая нагрузка для женщин — играть 11 туров?

Очень! Последние две встречи уже просто доигрываешь. В принципе, на чемпионате Европы такая же дистанция, но там не настолько плотный состав, есть проходные партии с явно более слабыми участницами. А здесь нет тура, где ты бы отдохнул. Поэтому постоянное напряжение, в первую очередь нервное. Мне немного повезло с жеребьевкой в предпоследней партии. Маргарита Щепеткова очень хорошо играла в этом соревновании, обыгрывала сильных соперниц, делала ничьи, но всё равно мне было морально гораздо легче получить шахматистку с невысоким рейтингом. Партия сложилась удачно, и после дебюта я уже стояла на победу. В итоге уверенно выиграла и гарантировала себе место в Суперфинале.

Какое настроение было перед последним туром?

Татьяна Шадрина — очень опасный соперник, и она традиционно хорошо финиширует. Но после того как стало ясно, что я гарантированно в пятерке, нервное напряжение куда-то испарилось! Не было никаких сомнений и терзаний. Просто пришла, спокойно села и стала делать хорошие ходы. Сопернице надо было побеждать, в какой-то момент она замандражировала, стала допускать оплошности, а я ими воспользовалась.

Кажется, у тебя тоже приличный опыт «побед по заказу» – в прошлом году даже Валю Гунину обыграла черными в ситуации, когда отступать было некуда?

Было дело. Я знала, что смогу это сделать. Мы с Валей очень много партий сыграли, поэтому какого-то страха не было, а это очень важно. А чего бояться шахматисток из элиты? Они тоже люди и тоже «зевают». Как мужчины, так и женщины. Бывает, что у кого-то колоссальная форма, и он играет как машина, но это редкость. На самом деле, гораздо страшнее, когда не могу выбраться из группы соперниц, которые мне сильно уступают по рейтингу, как было в прошлом отборе в Таганроге. Завязла, как в болоте — ничья, ничья... И пришлось потом героически финишировать. Лучше, как было на чемпионате Европы. Я попала наверх сразу и прямо вздохнула. Ну, 2500 так 2500, будем бороться!

А почему играть с «грандами» тебе психологически проще?

Они же хотят тебя обыграть. И можно играть спокойно, если ничья – ничего смертельного. А фавориты лезут на тебя, поэтому отличные шансы черными поймать их на контратаке! И я часто именно черными много очков набирала. А когда ты фаворит по рейтингу, то только и думаешь, как избежать порядка ходов, при котором форсированное соглашение получается в дебюте.

Ты отобралась в чемпионат мира?

Нет, заняла 16-е при 14-ти выходящих, немного не хватило, так как заболела во время турнира. Но игрой своей и результатом очень довольна! Жалко, конечно, что возможности выступить в Ханты-Мансийске не будет, так как уже известно, что организаторы отдают свое место Саше Костенюк.

Ты упомянула, что твоим тренером является Павел Лобач. Расскажи, как началось ваше сотрудничество?

На самом деле, если бы не Павел Владимирович, то я уже могла бросить шахматы. Я училась в Калмыкии на втором курсе, и хоть уже выполнила одну гроссмейстерскую норму на турнире у Михаила Крюкова, но почему-то находились люди, которые утверждали, что я не перспективна, 2280 в 16 лет – рейтинг маленький, и надо подумать о смене амплуа. Моя мама потихоньку стала поддаваться этим настроениям. И в это время приехал Павел Владимирович, он часто проводит сборы для детей в Элисте. Они обсудили ситуацию с Сергеем Алексеевичем Бадминовым, которому я очень благодарна, и уговорили меня перевестись в Саратов, в Академию права.

А вот в чем секрет Павла Лобача?

Он очень верит в свою ученицу и прямо заряжает энергией. До переезда в Саратов, до Павла Владимировича я не могла даже на юношеском чемпионате России в десятку попасть! А с ним я «с раздачи» этот турнир выиграла, и начался взлет! И вроде мы не то что много занимаемся, но он говорит мне: «Да ты выиграешь!» И я выигрываю. Мой тренер – фантастический оптимист. В любой позиции верит в то, что ты спасешься, что ты самая лучшая, самая сильная. Помню, как Павел Владимирович мне перед партией с Гуниной сказал: «Перейдешь в эндшпиль и обыграешь!» Так и случилось, как он сказал... Иногда даже слишком сильно болеет, потому что ему потом плохо, давление скачет. Вот и на командном чемпионате страны Лобач вывел команду Ханты-Мансийска на 2-е место. А равный нам по составу «Ямал» провалился.


Павел Лобач всегда сильно переживает за свою ученицу

Ты играешь в матче с Китаем? Что можешь сказать о соперницах?

Да. Китаянки очень много занимаются. А когда ты работаешь, то соответственно получается результат. У нас в стране не так много шахматисток, способных работать самостоятельно. Может, Саша Костенюк разве что. Моя проблема в том, что я совсем не могу одна заниматься. Если с кем-то, то получается достаточно долго, а в одиночестве никак.

Но при этом я бы не сказала, что китаянки доминируют. Есть Хоу Ифань, а с остальными вполне можно бороться. Нельзя ведь сказать, что в Гран-при они занимают все первые места.

Как ты думаешь, с чем связаны неудачные выступления россиянок?

Очень жалко, что так получилось! В прошлой серии Таня просто разорвала турнир в Нальчике, а в этом году не получилось. Я всегда особенно за сестер Косинцевых болею, но не знаю, с чем связан их спад. Может, другие интересы появились?

Какие задачи ставишь перед собой в предстоящем Суперфинале?

Планирую реабилитироваться за турнир 2011 года. Прошлый год, наверное, до сих пор мне будет в кошмарах сниться. Финиш у меня был просто ужасный. Тем более, очень сильно расстраиваюсь, когда не выигрываю выигранную позицию. А там с Сашей Костенюк позиция была с очень большим перевесом, но получилась ничья. Потом проиграла Шадриной с лишней пешкой, а потом Чарочкиной с двумя лишними! Перегорела, не ожидала от себя, что буду лидировать. Это была главная проблема: я не поверила, что могу бороться за первое место!

В этом году Косинцевы играют?

Да, состав будет сильнейший. Единственное, Саша Костенюк не отбиралась, но вполне возможно, что ее допустят. Из отбора вышли хорошие шахматистки: Погонина, Гиря, Овод, Убиенных. Кстати, последняя очень интересно играет, агрессивно. Если она получает свою позицию, где можно атаковать, то нападает очень ярко. Иногда на пустом месте начинает жертвовать, крутить. Всегда с интересом смотрела ее партии.

А чем в повседневной жизни занимается гроссмейстер Кованова?

Раньше пыталась писать кандидатскую диссертацию, но сейчас я уже забросила это дело, не получается. Тяжело, нужно полностью сконцентрироваться, если хочешь написать что-то стоящее. Надо много времени, года 2 потратить... А так я как все: очень люблю ходить по магазинам, одежда – это моя слабость, очень люблю всякие платья, косметику. Читать, к сожалению, сейчас я стала очень мало из-за появления Интернета. Соответственно, посадила зрение из-за него. Читаю обычно в поезде. Люблю Агату Кристи, детективы и всякое легкое чтиво.


Трудно найти более позитивного человека, чем победительница Высшей лиги в Тюмени

Переезд из Элисты в Саратов сильно повлиял на уклад твоей жизни?

Было непросто. Мне было 18 лет, когда я приехала. В Калмыкии всё совсем иначе, у нас кардинально иные взаимоотношения с родителями, с друзьями. В Саратове поселилась в общежитии и увидела, что по сравнению со своими соседками я еще ребенок. Они намного старше выглядели и уже понимали, чего хотят от жизни. Мой папа говорил: «Если тебе не понравится – уезжай». Но потом я обжилась, привыкла, появились друзья, и всё стало нормально.

С кем больше дружишь: с шахматистами или нет?

Самые близкие – это не шахматисты. Вот лучшая подруга живет в Элисте, мы знаем друг друга с 6 лет, жили на одной улице. Это даже не подруга, а сестра скорее. Мы всё друг о друге знаем, прям до 7-го колена! Она всегда за меня болеет. И в Саратове у меня есть очень хорошая подружка, тоже не шахматистка, девочка с Академии.

Какие цели ставишь перед собой в шахматах и жизни?

Не могу сказать, что сейчас я ставила себе задачу выиграть Высшую Лигу, для меня важнее было выйти в Суперфинал. Знала, что для моего папы это будет приятно, он за меня очень болеет, безумно переживает порой. И вообще, в шахматах радую близких, но папу в особенности, его амбиции очень высоки! Кстати, хочу поднять рейтинг! У меня максимально 2408-2411 было, не помню точно. Давно уже на этом уровне, пора идти дальше! В Суперфинале планирую попасть в тройку. Папа со мной поедет, поэтому выхода нет — придется брать медаль. В нешахматной жизни хотела бы создать счастливую семью, и чтобы мои родители были обеспечены и не ведали забот.

А как себя чувствует шахматистка-профессионалка в плане финансовой стабильности?

В Саратове я получаю стипендию. В плане денег все относительно. В России мало людей, кто хорошо зарабатывает. Многие из моих коллег по университету в Саратове пошли работать. Средняя зарплата в лучшем случае 13 тысяч, если в прокуратуре – 20-30. Но в прокуратуре ты работаешь от звонка до звонка, и даже не видишь жизни. Я вот раньше очень хотела пойти на службу, а потом, когда по-настоящему с этим столкнулась, подумала: «Какой ужас, куда я хотела? Ты там просто как раб!» А 15 тысяч рублей в месяц можно и в шахматах зарабатывать. Например, тренером подрабатывать.

У тебя есть ученики?

Бывает периодически, что мне Павел Владимирович кого-то передает. Очень нравится, интересный процесс. Особенно захватывает, когда есть результат! Я очень мало этим занимаюсь, и не могу сказать, что профессионально. Тренером быть очень сложно – переживаешь еще сильнее за ученика. И получается, что мне до сих пор, к моему стыду, помогают родители. Но я очень надеюсь, что в этом августе ситуация изменится!


Турнир претендентов