23 июля 2015

Александр Мотылев: Поездка в Китай сама по себе – непростое испытание

Старший тренер мужской сборной России подвел итоги матча в Нинбо в беседе с Владимиром Барским

– В первую очередь, мы хотели посмотреть молодых шахматистов. У нас сейчас четыре перспективных шахматиста: Владимир Федосеев, Даниил Дубов, Иван Букавшин и Владислав Артемьев. Букавшин здорово сыграл на Высшей лиге, и если бы до матча оставалось больше времени, то мы его, наверное, тоже взяли. Но состав был определен заранее. У Артемьева было приглашение на турнир в Севан, и в итоге в Китай поехали Федосеев и Дубов. К сожалению, они выступили неудачно, и это стало для всех неприятным сюрпризом.

Конечно, поездка в Китай сама по себе – тяжелое испытание, и не случайно наши матчи обычно выигрывают хозяева.

– У Китая команда тоже была экспериментальная?

– Да, основной состав у них гораздо сильнее. Хотя на последнем чемпионате мира, который они выиграли, у Китая тоже играл их юниор Ван Чэнь. А ведь у них есть и Ван Юэ, и Ван Хао. С нами играл практически тот же состав, что и на чемпионате мира, только Дин Лижэня, игравшего в это время матч с Гельфандом, заменил Лу Шанлей. Он чемпион мира до 20 лет, и на последнем «Аэрофлоте» хорошо выступил.

По рейтингу китайская сборная намного уступала нашей, но дело в том, что у Ван Чэня и Лу Шанлея нет даже 2600, хотя реально они играют намного сильнее. Просто не успели еще набрать рейтинг.

Тем не менее, перед стартом казалось, что мы фавориты. Не ожидали, что молодые выступят настолько неудачно. Правда, Дубов впервые приехал в Китай; Федосеев как-то играл на китайской лиге, но тоже не очень успешно. Дебютировать в сборной именно в Китае – не так просто! Но что делать; игрокам и тренерам придется извлекать из этого опыта уроки.

Максим Матлаков тоже дебютировал в составе сборной? Он уже не считается молодым?

– Максим, мне кажется, вообще командный игрок. Мы предполагали, что и в Нинбо он может показать хороший результат, хотя на Высшей лиге, например, он играл не слишком удачно. Максим 1991 года рождения, он почти на пять лет старше Федосеева и Дубова. Матлаков сыграл здорово, и теперь можно рассматривать его кандидатуру на командный чемпионат Европы.

– Свидлера пригласили в состав, чтобы был хоть один опытный шахматист?

– Да, и спасибо Пете, что он согласился. Понятно, что ему этот матч не особо нужен, но это означает, что он хочет выступать за сборную. А нам нужен был своего рода «дядька» для молодых!

– Вот и Петя перешел в разряд «дядек»! Почему Никита Витюгов выступил так скромно?

– У меня нет этому объяснений. Получилось, что у нас трое выступили неудачно. Хотя перед матчем казалось, что молодые «накатывают», что кого-то из них уже можно будет взять на Европу. Пока вопросы остаются; состав будет определяться после Суперфинала и Кубка мира.

– «Железных» кандидатов пока нет?

– Нет. Правильно сказал Ян Непомнящий в одном из интервью, что сейчас примерно 10-12 человек претендуют на место в сборной. После Кубка мира определим состав; потом уже мало времени останется.

– Организация матча в Нинбо понравилась?

– В принципе, да. Понятно, что кого-то китайская кухня может вообще не устраивать, но организаторы приложили серьезные усилия для того, чтобы у нас было все в порядке. Выбор еды был довольно большой. Нам в помощь дали девушек-волонтеров, которые говорят по-английски. Конечно, была проблема джетлага; непонятно, как ее преодолевать. Так что для дебюта в сборной условия не самые простые. Но сейчас шахматы стали настолько спортивными, что надо показывать хорошие результаты, даже если тебя разбудят в 12 ночи и скажут, что надо идти играть! Современный шахматист должен быть готов ко всему.

– Кто будет определять состав на Европу?

– До конца года тренерами работаем мы с Владимиром Поткиным. Конечно, будем советоваться с Марком Глуховским. Хотелось бы собрать в команде сплав молодости и опыта, привлечь уже кого-то из молодых.

Командный чемпионат азиатских городов