15 января 2017

Алексей Широв: Общее дело важнее личных обид

Рижский гроссмейстер ответил на вопросы главного редактора сайта РШФ Владимира Барского

– Алексей, в конце декабря вы опубликовали на своей странице в Фейсбуке заявление о том, что не хотите больше представлять на международной арене Латвию и начинаете процесс по возвращению под знамена Испании, гражданином которой являетесь. Почему было принято такое решение?

– Не буду скрывать: это заявление связано с моим конфликтом с Андрисом Озолсом, вице-президентом шахматной федерации Латвии и мужем Даны Рейзниеце. Объяснить суть конфликта будет очень сложно, если я не расскажу о тех событиях, которые происходили вокруг матча Евгения Свешникова с Даной Рейзниеце.

У меня с Даной всегда были абсолютно нормальные, можно сказать, дружеские отношения: я ее уважаю за то, что ей удается совмещать столь сложную государственную деятельность с шахматами. Что касается Андриса, то он пришел в латвийские шахматы даже позже меня – в 2012 году, когда я уже организовывал турнир в Юрмале. Поначалу всё было нормально. Не знаю, дружили мы или не дружили, но я бывал у них в гостях, а они бывали у меня – как часто происходит между знакомыми людьми.

Рига, 2015 год. Алексей Широв и Дана Рейзниеце-Озола комментируют матч Анатолия Карпова с Евгением Свешниковым

О том, что намечается матч Свешников – Рейзниеце, я узнал довольно поздно. Мне рассказал об этом спонсор матча Евгений Ушаков: он просил, чтобы я поддержал это соревнование и, по возможности, прокомментировал ход борьбы. Но так получилось, что даты совпали с чешской лигой, где я должен был играть, поэтому подготовка к матчу проходила без моего участия.

Примерно за месяц до старта вдруг выясняется, что не всё так просто: Озолс и Свешников не могут договориться по ряду ключевых вопросов. Я предпринял попытку их помирить, но мне, честно говоря, не очень хотелось думать о мероприятии, к которому я не имел никакого отношения. Потом мне позвонил Евгений Эллинович и рассказал, что матч под угрозой срыва: Озолс отказался с ним общаться, назвав Свешникова «энергетическим вампиром».

Я как достаточно опытный организатор рассуждал так: надо довести дело до конца, а потом уже разбираться, кто с кем разговаривает, а кто с кем нет. Позвонил Альберту Циминьшу, который практически всегда является главным исполнительным лицом во всех наших вопросах, и он сказал: в принципе, всё нормально, все со всеми договорились. Но чтобы решить ряд чисто технических вопросов, ему надо созвониться с завхозом LIAA, однако Альберт не может этого сделать, пока не будет одобрения от самого Андриса.

У меня в тот момент отношения с Озолсом, вроде бы, нормальные; я ему набираю – он не отвечает. Проходит 2-3 дня – он не перезванивает; видимо, понял, что я звоню по вопросу Свешникова, и не захотел на эту тему общаться.

Естественно, Свешников растерялся, поскольку не знал, состоится матч или нет. Но потом мне через третьих или даже четвертых лиц передали, что всё в порядке, организационные вопросы как-то решены. Евгений Ушаков подтвердил, что всё на мази: матч состоится, гости приедут.

Рига, 2016 год. Андрис Озолс (слева) играет блиц с Евгением Ушаковым

Упомяну еще такой эпизод. За две недели до начала матча в эстонском городе Пюхаярве проходит гандикап-турнир, в котором участвую я, а также Андрис с Даной. Турнир считается дружеским и даже развлекательным, но я отношусь к нему достаточно серьезно: мне удалось победить в 2015 году, хотелось победить и в 2016-м (что и удалось в итоге сделать). Поэтому не могу сказать, что я много там общался с людьми, но короткий разговор с Андрисом у нас состоялся. Я ему дал понять: личные отношения – это одно, но организовывать матч надо так, чтобы никаких вопросов не возникало. Андрис меня выслушал, ничего возражать не стал.

В пятницу 9 декабря я уже нахожусь в Праге, обедаю с шефом моей команды, вдруг смотрю – у меня пропущенный звонок от Озолса. Я немножко удивился: может быть, он забыл, что я уехал из Риги, и хотел пригласить меня на матч? Я сделал 3-4 попытки перезвонить, но тут уже его телефон не отвечал. Ну, ладно: на следующий день у меня своя партия, и какая мне разница, как там проходит матч?

Примерно в 8-9 вечера по пражскому времени (по рижскому еще на час позже) мне опять звонит Озолс и говорит, что матч не состоялся, потому что Свешников такой-сякой, нарушил финансовые договоренности. Я, конечно, хотел выступить как можно дипломатичнее. Выслушал Андриса и сказал, что да – с Евгением Эллиновичем не все вопросы так просто решаются, потому что интерпретация часто бывает разная.

Рига, 2016 год. Дана Рейзниеце-Озола, Евгений Свешников и Андрис Озолс

После этого захотелось составить полную картину того, что же произошло, поэтому вместо подготовки к своей партии мне пришлось переговорить со Свешниковым, Ушаковым, Циминьшем и теми людьми, которые пришли на матч в качестве зрителей. В итоге я понял, что ситуация, к сожалению, крайне печальная. Вспомнилось: Андрис давно давал понять, что не хочет этого матча. Очевидно, он сорвал его начало, так как по каким-то причинам не хотел, чтобы матч проходил так, как намечался. Почему – свои предположения высказывать не буду, но факт остается фактом: Озолс давно говорил о том, что не хочет этого матча.

Я закончил свой чешский уик-энд, а в Риге за это время всё как-то разрулилось, матч прошел в усеченном формате. Вроде бы, все со всеми более-менее договорились. История, конечно, очень неприятная, но я считал, что нет смысла выносить сор из избы. Через неделю я поехал на чемпионат Европы по рапиду и блицу в Таллин, а прямо оттуда – в Москву на «Щелкунчик».

Меня подвело то, что сейчас мы можем телефонные разговоры вести бесплатно. Захотелось узнать, что вообще происходит в Латвии, и я позвонил Альберту Циминьшу – просто так. И тут он мне рассказывает, что ему запрещают проводить следующее мероприятие Евгения Свешникова. Очень скромное: его матч с Евгением Васюковым в Юрмале; параллельно предполагалось провести опен-турнир ветеранов и молодежи – всё так, как любит Евгений Эллинович. Но Циминьшу запрещают участвовать в организации!

Я сразу вспомнил некоторые подробности конфликта – мягко говоря, довольно неприглядные, и поразился: как может человек, который настолько проштрафился 9 декабря, не только не стыдиться своих поступков, но и продолжать конфликт? Что плохого в том, чтобы Свешников провел свое небольшое мероприятие, причем не на деньги латвийской шахматной федерации? В чем причина? В том, что Свешников выиграл с таким крупным счетом у Даны, или в чем-то еще?

Рига, 2016 год. Главный судья Альберт Циминьш пускает часы в очередной партии матча

В.Б.: Евгений Эллинович уже рассказывал на страницах сайта о своем матче с Даной Рейзниеце-Озола, но умолчал тогда о предстартовом конфликте, во время которого Андрис Озолс даже угрожал применить силу. По нашей просьбе Евгений Свешников прокомментировал этот эпизод:

– Жаль, что начало матча оказалось смазанным. Вообще, никакой ссоры между мной и Андрисом не было. Совершенно неожиданно после того, как мы начали обсуждать условия проведения матча, он отказался со мной общаться. Всё это выглядело, как в плохом кино, а ведь проблем-то никаких не было! Увы, главной цели – популяризации шахмат в Латвии – матч не достиг, да и вообще оказался, можно сказать, тренировочным. А тренировочный матч с Даной я бы проводил совершенно по-другому.

Угрозы Андриса я, конечно, не воспринял всерьез. Но вспомнился один эпизод из далеких школьных лет: когда я оканчивал 8 класс, пришлось драться со второгодником, который был на полтора года старше, на голову выше и занимался в секции бокса. Происходило это на задах школы, при большом стечении народа. Мне тогда изрядно досталось, но я все-таки добрался до его шеи и начал душить. Второгодника спасли девочки-одноклассницы, которые поняли, что просто так я его не отпущу. Нас разняли, и он потом до конца школы обходил меня стороной.

Сейчас мне 67 лет, сердце больное, поэтому драться мне опасно для жизни. Если Андрису так уж хочется помериться со мною силами, то мы можем сразиться за шахматной доской: я возьму себе минуту на партию, а он сколько хочет. Но вообще, мы же делаем общее дело – развиваем шахматы в Латвии: нам надо не конфликтовать, а объединять усилия!

* * * * *

Вновь слово Алексею Широву:

Москва, 2016 год. Алексей Широв - участник турнира "Щелкунчик"

– Я высказал Андрису свое мнение, что в этом конфликте он виноват не меньше, чем Свешников, и в таких делах нужно останавливаться. Андрис начал со мной спорить, а потом пошли оскорбления и угрозы в мой адрес. Пока не буду говорить, какие именно, но после этих угроз со стороны Озолса, который является правой рукой президента Латвийской шахматной федерации, я заявил о том, что не хочу больше выступать за Латвию. Этот конфликт никуда уже не уйдет, я простить Андриса не смогу.

В итоге я оказался в подвисшей ситуации. С одной стороны, хочу играть за страну, гражданином которой являюсь (то есть Испании), но у ФИДЕ такие правила, что так просто этого не сделать.

– Чтобы вернуться под знамена Испании, надо заплатить ФИДЕ 5000 евро?

– Сумма может оказаться намного больше. Это только то, что запрашивает ФИДЕ, а еще некую сумму может потребовать латвийская федерация. Честно говоря, я не вникал во все подробности. Из короткого разговора с представителями шахматной федерации Испании я понял, что они сейчас не готовы платить такие деньги, у них и других проблем достаточно.

– А в 2011 году кто платил за ваш переход?

– В ФИДЕ около 5000 евро заплатила Латвийская шахматная федерация, президентом которой был тогда Петерис Шмидре. А Испания никаких «отступных» не просила.

– Состоятся ли в этом году Кубок Широва и Мемориал Петрова в Юрмале?

– Этот вопрос меня тоже сильно волновал, когда всё это произошло в конце декабря. Но я получил ответ и от Альберта Циминьша, и от президента федерации Ариса Озолиньша, что палок в колеса не будет. Естественно, никакой дополнительной помощи от федерации тоже ожидать не приходится, но с теми средствами, которые предоставляют спонсоры и городские власти Юрмалы, мероприятие будет проведено. Другое дело, что нет возможности провести турнир на том же уровне, как в 2016 году, не говоря уж про 2015-й. Но всё равно это достаточно сильный опен-турнир с участием ряда гроссмейстеров, в том числе латвийских.

На сей раз это будет Мемориал Таля. Я считаю, что тема Владимира Петрова уже немножко закрыта – мы провели пять турниров его памяти. Сейчас турнир будет проходить еще дальше от Кемери, где был триумф Петрова; пора вспомнить о Михаиле Тале!

– Где пройдет турнир?

– В гостинице «Лиелупе». Там много номеров и много залов, можно всё провести в одном месте. Конечно, мне очень нравилось в юрмальском музее, но в прошлом году там было уже очень тесно.

В 1983, 1985 и 1987 годах в Юрмале состоялись международные круговые турниры, в которых принимал участие Михаил Таль. Проходили они в Доме науки, но он сейчас практически разрушен – выглядит, как после атомной бомбардировки. А гостиница «Лиелупе» сравнительно недалеко от того места, где проходили турниры.

Маленькое лирическое отступление. В 1987 году Таль разделил 1 место; я ходил почти на все туры. В один из дней он играл с молодым немецким мастером Томасом Каспером. Таль, как ему и полагается, всё усложнял и усложнял игру, а его соперник залез в очень сильный цейтнот. Казалось, партия должна закончиться победой Таля. Вдруг – мельканье рук, следует серия из 5-6 ходов, и партия заканчивается вничью повторением ходов. Сложнейшую тактику немецкий шахматист просчитал за считанные секунды!

Почему я об этом вспомнил? 30 лет спустя Томас приехал на юрмальский турнир, и я не мог не спросить его о том турнире и о той конкретно партии с Талем. Ответ был очень коротким, Томас сказал: «Ту партию я никогда не забуду!»

М. Таль – Т. Каспер
Юрмала 1987

1.d4 Nf6 2.c4 d6 3.Nc3 Nbd7 4.Nf3 e5 5.Bg5 Be7 6.Qc2 h6 7.Bh4 c6 8.e3 Nh5 9.Bxe7 Qxe7 10.0-0-0 Nhf6 11.Bd3 0-0 12.g4 Nxg4 13.Rhg1 Ndf6 14.h3 e4 15.Nxe4 Nxe4 16.Bxe4 Nxf2 17.Qxf2 Qxe4 18.Nd2 Qe6 19.Qg3 g6 20.e4 b5 21.e5 dxe5 22.dxe5 Rd8 23.Qh4 Bd7 24.Qxh6 bxc4 25.Ne4

Ход черных

25...Qxe5 26.Rxg6+ fxg6 27.Qxg6+ Qg7 28.Nf6+ Kf8 29.Nh7+ Kg8 30.Nf6+ Kf8 31.Nh7+. Ничья.


– Алексей, турнир в Юрмале, вроде бы, изначально должен был носить имя Таля, но были возражения со стороны его дочери Жанны?

– Препятствия были в самом начале процесса, в 2012 году, а потом всё это как-то забылось. Но от темы Владимира Петрова не хотелось так просто отказываться. Мы издали книжку «Герой довоенных Олимпиад»; очерки Дмитрия Кряквина были изначально опубликованы на сайте РШФ. А потом возникло чувство, что мы сделали всё, что должны были. Потомки Владимира Петрова живут своей жизнью; я бы не сказал, что шахматная тема так уж сильно их интересует.

Я спросил сейчас Жанну, не против ли она, если мы назовем сейчас турнир Мемориалом Таля; она не возражала. Мы хотим пригласить Жанну и ее маму в качестве гостей на турнир.

– В 2015 и 2016 годах Латвийская шахматная федерация помогала в проведении турнира?

– В 2015 году турнир поддержал известный латвийский бизнесмен Валерий Малыгин. Кроме того, Олег Скворцов оплатил расходы по участию Бориса Гельфанда и Александра Морозевича. Вообще, Олег обычно поддерживает крупные проекты, а нынешний турнир назвать большим сложно, поэтому я даже не просил сейчас Скворцова о поддержке. Также в 2015 году город выделил больше средств, чем обычно; благодаря этому удалось пригласить еще пару-тройку звезд. У нас тогда играли Иванчук, Гельфанд, Карякин!

Москва, 2016 год. На закрытии турнира "Щелкунчик" Олег Скворцов вручает кубок Алексею Широву

– Под имя Таля, может быть, удастся привлечь новых спонсоров?

– Я давно понял, что латвийская федерация и тот же Андрис Озолс хотят контролировать весь процесс по привлечению корпоративных спонсоров в латвийские шахматы. А, честно говоря, обсуждать эту тему с Андрисом мне не хотелось даже до начала всех этих скандалов: я чувствовал, что это бессмысленная трата времени.

– Детский Кубок Широва тоже пройдет в гостинице «Лиелупе»?

– Да, всё будет в одном месте. К сожалению, пришлось отказаться от «Янтарного берега», потому что организаторам не очень удобно переезжать из одного места в другое. Инвентарь тот же самый, и возникала куча дополнительных сложностей.

– Условия и цены в отелях соизмеримы?

– Да. В «Лиелупе» немножко дороже питание, но я надеюсь, что и его качество будет выше. Гостиница недорогая, одноместный номер стоит 44 евро, двухместный – 56. Есть 25-метровый бассейн, что тоже немаловажно. Ремонт сделали совсем недавно.


Фестиваль начнется 26 февраля блицтурниром для детей и для любителей. 27 начинается мой детский Кубок, и параллельно будут идти любительские турниры по классическим шахматам. Если у кого-то есть желание провести в Юрмале не 2-3 дня, а целую неделю, то милости просим!

– Круговые турниры с нормами гроссмейстера и мастера тоже состоятся?

– Да. Желающих оказалось очень много, и мастерских турниров мы проведем даже два. Для любителей с рейтингом до 2200 будет швейцарка в 8 туров с контролем час до конца плюс 30 секунд на ход. А для тех, у кого рейтинг ниже 1600, мы проведем два турнира подряд, в каждом по 6 туров с контролем 30 минут до конца плюс 30 секунд на ход.

Блицтурнир Мемориала Таля пройдет 3 марта, а 4 и 5 – рапид. Лично для меня быстрые шахматы намного важнее, чем блиц, поэтому призовой фонд распределяется таким образом: 27% пойдет на блиц и 73% – на рапид. Думаю, это справедливо. Рапид – это настоящие шахматы, а в блице может случиться то, что у меня случилось в Москве с Гришей Опариным (смеется).

В рапиде будет 11 туров; в 2016 году было 12, но это, как мне показалось, слишком много. В группе «А» могут играть все шахматисты, в том числе не самые сильные, если заплатят соответствующий взнос. Будут также группы «B» и «C»; всё так же, как в 2016 году.

Юрмала, 2015 год. Василий Иванчук, Борис Гельфанд, Алексей Широв и Сергей Карякин