19 мая 2020

Вишванатан Ананд: Нужно самому искать свой путь в позиции

Интервью экс-чемпиона мира на сайте Chess.com


На сайте Chess.com вышло обширное интервью экс-чемпиона мира Вишванатана Ананда. Предлагаем фрагменты из русской версии беседы. 

- Неоднократно отмечалось, насколько удивительно, что вы продолжаете выступления на высшем уровне в 50 лет. Многие ваши противники 1990-х или 2000-х годов либо ушли из шахмат, либо снизили свой рейтинг. Что дает вам силы бороться?

- Для каждого становится потрясением, когда понимаешь, что люди видят в тебе ветерана. Сначала вам 20 лет, а потом вдруг 50. Я помню, как меня окружали Ян Тимман, Каспаров, Анатолий Карпов, и все они были старше. Вы долго не замечаете, но однажды осознаете, что все моложе вас. А потом - что все намного моложе вас.

Сейчас, встретившись за доской с Алирезой Фируджой, я был шокирован, узнав, что он родился через три года после того, как я впервые завоевал титул чемпиона мира в 2000 году. Я понимаю, что возраст дает мне послабление и сам стараюсь быть менее самокритичным, когда у меня случаются неудачные турниры. Но это не должно заходить слишком далеко. Или играть в полную силу, или не играть.

- В прошлом году Аниш Гири в интервью сказал, что ваша карьера продолжается так долго, потому что вы "молоды духом" и добавил: "Виши - такой человек, который постоянно обновляет приложения на своем смартфоне". Это правда?

- Я прочел это интервью и смеялся до колик. Не понимаю, как связаны обновления и молодость духа, но он попал в точку. Я регулярно обновляю приложения на своем телефоне. Я не знаю, почему и зачем, иногда просто от скуки! Но он хорошо это выразил. Прочитав интервью, я показал ему свой телефон и сказал: "Видишь, все обновлено!"

- Говоря о том, как изменился мир: вы играли в матчах на первенство мира в 1995 и 2014 - с перерывом почти в 20 лет. В чем было самое большое различие этих двух соревнований?

- Меня поражает, что  задачи, отнимавшие у команды из четырех человек от одной до двух недель в 1995 году, компьютер решает сейчас ровно за две секунды. Некоторые ходы, которыми я при подготовке к матчу в 1995 году гордился, предлагаются немедленно. Я могу потратить много времени, объясняя сегодняшней молодежи, что когда-то найти эти ходы было очень трудно, но при этом чувствуешь себя настолько древним, что даже говорить об этом не хочется!

Сейчас задача в том, чтобы управлять потоком информации, видеть все с высоты птичьего полета, потому что компьютер находит для вас многое, но если вы не разберетесь в информации за доской, это не поможет. Вам нужно самому искать свой путь в позиции, не полагаясь на память.

Напрашивается сравнение: сегодня мы можем создать карту всего мира. Но как вы найдете дорогу, если окажетесь где-то без карты? Это главный вопрос в элитных шахматах на сегодня.

- Победа в 2008 году могла быть для вас особенно важной, потому что ранее в 2000 году вы завоевали титул чемпиона мира ФИДЕ, а в 2007 году выиграли объединенный чемпионат в Мехико, но только в 2008 году завершился раскол, определявший облик шахмат многие годы.

- Я очень горжусь своим выступлением в Нью-Дели в 2000 году, хотя в титуле ФИДЕ был и привкус горечи. Как тогда говорили, если в мире два чемпиона, значит, на самом деле нет ни одного. И это правильно, потому что ситуация была абсурдной. Положение было смехотворным, но в нем не было ни моей вины, ни вины Крамника, ни чьей-то еще.

Здорово, что я выиграл чемпионат в 2007 и впервые на моей спине не сидела эта обезьяна. Теперь мне не приходилось отвечать на глупые вопросы, по какой версии я чемпион. Но формат еще вызывал вопросы, и многие говорили: "Он победил, но не в матче". Это раздражало.

Поэтому все кривотолки закончились в Бонне. Я помню, как вернулся в свой гостиничный номер после матча, ощущая, что уже ничего никому не должен объяснять. Я мог сказать просто: "Я - чемпион мира". Это - освобождение. Войдя в комнату, я сказал [своей жене] Арджуне: "Мне больше не придется возиться с идиотами". И она рассмеялась, поняв, что я хотел сказать.

- Через пять лет, в 2013 году вы уступили титул Магнусу. Смягчило ли удар понимание, что вы передаете корону фигуре исторического масштаба в этом спорте?

- Отчасти да. Я расстроился, что не смог оказать большее сопротивление. Меня особенно злило, что все произошло в Ченнаи. После стольких матчей я проиграл этот в своем родном городе. Но конечно, я понимал, что мой противник - достойный чемпион мира. Я почувствовал, что теперь у меня стало меньше забот, что случилось, то случилось, и я должен с этим смириться.

Полный текст
Командный чемпионат азиатских городов