17 января 2022

В поселке Новошахтинский Приморского края прошла гроссмейстерская сессия

Занятия с детьми вел опытный специалист

В поселке городского типа Новошахтинский Приморского края прошла гроссмейстерская сессия, на которой занятия с талантливыми детьми вел триумфатор Черноморской серии Гран-при 2021 года гроссмейстер Михаил Демидов. На сборы пригласили всех талантливых юниоров края, занятия для них были бесплатными. Корреспондент Василий Ганненко пообщался с именитым гостем. 

***

Понятно наше стремление узнать лучше нового человека, с которым свела судьба. А Михаил Геннадиевич Демидов к тому же – международный гроссмейстер, талантливый шахматист и приехал он к нам в район из Москвы не отдыхать, а провести цикл занятий с юными шахматистами, молодыми дарованиями п. Новошахтинского и Приморского края.

И надо отметить, что он легко согласился на это интервью и вполне открыто отвечал на заданные вопросы. А первый был понятен – рассказать о себе.

– Я живу в Москве, начал заниматься шахматами примерно в 4,5 года, а первый раз появился в шахматном клубе даже раньше. Участвовал в турнирах различного уровня. Сейчас я тренер по шахматам, международный гроссмейстер.

С какого возраста можно заниматься шахматами?

– В современном мире многие начинают заниматься этим видом спорта в 3-4 года, но, прежде всего, это зависит от состояния здоровья и желания самого ребенка освоить шахматы. Многие дети в этом возрасте способны учиться и воспринимать все новое, в том числе и шахматы.

- А когда у вас были первые победы в шахматах?

- Примерно в 5,5 лет. Вначале на уровне спортивного клуба, а дальше уже на областных, всероссийских и международных турнирах. С ростом мастерства поднимался по ступеням все выше и выше.

- Если смотреть с высоты вашего опыта, чем для вас являются шахматы?

- Шахматы – неотъемлемая часть моей жизни!

Я продолжаю участвовать в соревнованиях различного уровня, начиная с городских и заканчивая международными. Кроме этого, тренирую молодых и не очень молодых спортсменов, то есть профессионально занимаюсь деятельностью, связанной с шахматами. Участвую в организации соревнований, профессионально комментирую их, выступаю в качестве судьи.

- Не возникают ли сомнения, что именно такой жизненный путь выбрали для себя?

- Сомнений никогда не было. Я окончил университет по проблемам правосудия, и у меня был выбор, чем заниматься профессионально – по полученной специальности или шахматами.

Твердо выбрал второе направление, и сомнения в этом нет. А что дают мне шахматы, то отвечу так. Они позволяют реализовать свой творческий потенциал и удовлетворять собственные амбиции в творчестве. Шахматы дают возможность, учитывая поездки на турниры различного уровня, побывать и познакомиться со многими замечательными местами нашей необъятной родины. Соревнования – это общение с известными людьми из разных стран. Да и не буду исключать то, что это возможность зарабатывать средства на жизнь.

- Вы рискнули взяться за проведение шахматной сессии в п. Новошахтинском. Это большая нагрузка и ответственность. Почему вы решились на этот шаг?

- Когда мне было 12-13 лет, Федерация шахмат России начала проводит сборы для перспективных ребят. Сама эта идея мне близка, потому что здесь за короткое время можно сделать столько, сколько в обычной обстановке потребуются месяцы. А в Приморском крае, да и в других местах такого научного подхода шахматистам не хватает. Нет интенсивной работы с теми, которые подают надежду. Немногие ведут такую деятельность, и я отмечу среди них вашего тренера Ахмата Мовлединовича Мусаева (п. Новошахтинский).

Конечно, можно назвать много причин, скажем так – упущенных возможностей и урезанного отношения к работе с юными шахматистами по сравнению с центральными регионами России. Но это и объективный процесс. На местах не хватает талантливых местных специалистов, не вкладывается в это дело достаточных средств, да и особо не чувствуется потребности для воспитания сильных шахматистов. Получается, что это больше забота таких инициативных людей, как А. М. Мусаев, которые в одиночку стараются использовать любую возможность, чтобы готовить опытных шахматистов. А надо, чтобы это было заботой общества с его возможностями и при серьезной поддержке власти на местах. Только так можно развивать шахматы в регионах.

Добавлю, что нынче нет такого отношения к подготовке шахматистов, как это было в Советском Союзе. Я не жил в то время, но из общения со старшими коллегами и шахматистами высокого уровня, знаю о ситуации тогда и сейчас. Часто приходилось слышать, что отношение к шахматистам в то время было значительно лучше, финансирование и поддержка были весомей. Что и подтверждалось результатами. И если мы затронули этот не простой для нас вопрос, то надо вспомнить информацию в социальных сетях известной шахматистки Александры Костенюк о том, что выигравший мужской Кубок Мира польский гроссмейстер получил весомую премию лично от президента Польши. А ставший чемпионом Мира среди мужчин по быстрым шахматам представитель Узбекистана получил от президента страны премию и квартиру. Кстати, Александра Костенюк была чемпионом мира среди женщин, а в 2021 году выиграла Кубок Мира и женский чемпионат по быстрым шахматам. Во многих странах реально действует такая практика поощрений. Так государства поддерживают спортсменов и мотивируют их на успех. Александра Костенюк спрашивает через прессу, а почему в России, богатой шахматными традиции стране, государство остается в стороне? Советские шахматисты в этом плане были в лучших условиях. Чтобы добиваться таких побед, они были хорошо подготовленными и изначально мотивированы на успех, получали заметную поддержку от государства. Сейчас, к сожалению, такого подхода нет, и шахматисты вынуждены самостоятельно решать эти вопросы, уповая на спонсоров. Что на уровне государства, что в регионах такой поддержки все же нет.

Надежда на изменение ситуации есть, но происходящие события и сложившиеся тенденции наводят на мысль, что пока упор в больших шахматах делается на шахматистов-профессионалов, а в детских – на родителей. И зачастую спортивный рост подающих надежду спортсменов лежит на них самих, вынужденных оплачивать услуги тренеров и турнирные поездки. А без участия в соревнованиях различного уровня даже самому талантливому шахматисту не выйти за уровень домашних стен. А как же тогда растить победителей российского и международного уровней, спрашивает Александра Костенюк?

- Вернемся к нашим юным спортсменам. 8 января вы провели сеанс одновременной игры с ними. Какое впечатление у вас о них сложилось, какие ошибки они допускали и на что им надо обратить особое внимание?

- Скорее это был не сеанс одновременной игры, а разыгрывание типовой позиции. У ребят было домашнее задание проанализировать достаточно известную партию и постараться найти в ней свой путь к победе. А я пытался по мере своих сил и возможностей оказывать им сопротивление и мешать проведению заготовленных ими планов игры. Такая форма занятий перспективна по результатам. Ведь после урока мы разбирали их ошибки. Скажу откровенно, что ребята старались выполнить задуманное в меру своих собственных сил и планы игры использовали разные. Кто-то атаковал короля, кто-то играл по центру, кто-то разменивал фигуры, сохраняя напряжение. Но если говорить об основных ошибках, то это в первую очередь - проявление робости в игре с гроссмейстером. Многие начинали опасаться заведомого проигрыша даже в тренировочной партии, терялись и старались «держать хотя бы синицу в руках». А надо было искать путь к победе. Кто-то главной своей целью ставил не рисковать, не ухудшать свою позицию и такое часто бывает даже на соревнованиях, когда шахматист играет с сильным соперником. Это и мандраж, и возможно трезвая оценка ситуации, когда более слабый соперник рассчитываешь хотя бы на ничью. Не рискуя, не двигаясь вперед, стараясь не создавать слабости в своей позиции, и не ставя проблемы для соперника.

Но в целом ребята молодцы уже даже потому, что нашли в своем плотном графике время для участия в шахматной сессии. Они также старались при выполнении домашних заданий. А насколько моя оценка верна, мы увидим уже в ближайших соревнованиях. Только турниры могут показать, что из изученного юными шахматистами осталось в голове у них, закрепилось ли оно, какими приемами и навыками они теперь владеют.

- Добавлю, и не напрасным ли был ваш труд…  

- Я думаю, что мой труд не напрасен. Мы благодаря и вам, в том числе, привлечем внимание к ситуации в шахматах на Дальнем Востоке и в Приморском крае. Может быть, найдутся люди, готовые помогать местным шахматистам, чем многие годы занимается Ахмат Мовлединович Мусаев, его ученик Михаил Соловчук, другие опытные и инициативные шахматисты. А шанс на это есть всегда! И ради того, чтобы он реально проявлялся в конкретных условиях, мы и работаем.

- Что вы посоветуете тем, кто уже играет в шахматы и кто, возможно, только собирается это делать?

- В 21-м веке накоплено огромное количество информации о шахматной игре, и я желаю тем, кто уже играет эту доступную информацию изучать и по возможности использовать ее. Желаю им самостоятельно и фанатично работать над собой, повышая свое мастерство. Тогда, даже не смотря на отдаленность от центра, на финансовые и другие проблемы, придет к ним успех. У вас будет шанс, ребята, и его надо использовать! А не будете работать, то такой шанс вы упустите.

А тем, кто присматривается к игре, желаю смелее пробовать свои силы, и если их это затянет, если им будет это интересно, то начинать работать. И желательно это делать еще в раннем возрасте.

- Есть общеизвестное пожелание – «ни пуха, ни пера», а у шахматистов какое оно?

- Такого общего пожелания у нас, пожалуй, нет, а удачи друг другу мы желаем. Но у каждого шахматиста есть свои приметы, которым он следует, чтобы пришел успех. Например, утром встать с постели с левой или правой ноги, иметь при себе счастливую ручку или какой-то талисман, играть в одних и тех же туфлях или даже в тапочках, быть постоянно одетым в какой-то костюм или что-то из его комплекта. Я знаю такого шахматиста, кстати, он из Дальнего Востока, который всегда имеет при себе детскую игрушку, и никто не сможет ему приказать убрать ее со стола. Кто-то считает обязательным поздороваться за руку с каким-то конкретным человеком, кто-то в дни соревнований не бреется. И список таких примет огромный. Можно пошутит на этот счет, но что удивительно, они часто помогают шахматистам...

У меня нет такой постоянной приметы, но счастливым талисманом может быть что угодно. Та же ручка или, например, майка. Может быть счастливой дорога к месту, где живешь или играешь. А пожелать еще хочу всем мира и доброй надежды, крепкого здоровья и всегда сохранять жизненный оптимизм, и, конечно, успеха в тех направлениях и в тех сферах деятельности, которые люди выбрали для себя. В том числе в спорте и в шахматах. Быть преданным своему делу, стараться добиваться максимальных результатов. А вам - успеха в журналистике, коль вы выбрали для себя эту профессию. Если все это будет исполняться, то люди будут счастливы и довольны жизнью.

Командный чемпионат азиатских городов