31 мая 2018

Анатолий Карпов: Международная шахматная федерация находится в страшном кризисе

12-й чемпион мира ответил на вопросы Василия Папина


12-й чемпион мира, вице-президент ФШР, депутат Государственной Думы РФ Анатолий Карпов в рамках своего визита на супертурнир в Пойковском дал обширное интервью Василию Папину. В частности, был поднят вопрос о предстоящих выборах президента ФИДЕ.

- Анатолий Евгеньевич, не за горами выборы президента ФИДЕ. Наблюдательный Совет ФШР поддержал выдвижение Кирсана Николаевича Илюмжинова на этот пост. А какова Ваша позиция как вице-президента Федерации шахмат России?
 
- Подчеркну, с трудом поддержал. Не было другого кандидата, поэтому пока решение такое. Но в принципе, я думаю, Кирсану Николаевичу надо подумать и найти другое занятие. Потому что проблемы возникли. В первую очередь, внутри его команды. 
 
- Вы имеете в виду конфликт с Макропулосом?
 
- Не только. Макропулос, Вега, Азмайпарашвили. Как-то много людей, которые выступают против. Я уж не говорю о том, что Президентский совет в Минске проголосовал за отстранение Илюмжинова. Я, честно говоря, вообще не помню, чтобы Президентский совет голосовал 16-1. Причём это не где-то в Америке происходило, а в Минске. 16-1! В общем, что-то не то он сделал. По шахматам я понимаю его ошибки, его провалы. Но чтобы это поняли не только шахматисты-профессионалы, но еще и члены его команды, это уже для меня откровение. 
 
- Но ведь на съезде ФШР в феврале моральная поддержка была оказана двоим кандидатам – Кирсану Николаевичу и вам. 
 
- Вот восемь лет назад я с настроем выдвигался, и, конечно, то, что переделали решение, насильно переделали решение Наблюдательного Совета шахматной федерации России в поддержку Кирсана Николаевича - это, конечно, было безобразие. Во всём мире Россия, по крайней мере, в шахматном отношении, потеряла очень много. Мир не мог понять, как это вообще возможно.
 
- Уточню, что это был период, когда Российской шахматной федерацией руководил Аркадий Дворкович. 
 
- Да. И было решение. Насколько я знаю, даже угрозы шли нашим южным делегатам. Просто представители Кирсана Николаевича оказывали давление. И в конечном итоге, с перевесом в один голос или два, переделали решение. Это всё чудовищно было для шахмат и для шахматного мира. Но случилось. 
 
Сейчас, собственно, если России нужно, то я могу пойти. Но мне это не нужно. Сейчас пытаются сказать: вам надо идти. А я говорю, что если надо "закрыть дыру", то я могу.
 
- Совершить бросок на амбразуру?
 
- Да (смеётся). А с точки зрения моей деятельности в шахматах… У меня, тьфу-тьфу, всё получается. Мои школы создаются, сейчас они уже в 38 странах мира, почти в 50 регионах России. Турниры я организовываю, выступаю и как участник, и как организатор. Мне, скажем, на сегодняшний день, чтобы реализовать какие-то планы в шахматах, президентство в ФИДЕ абсолютно не нужно. Более того, всё, что я делаю, я делаю вне рамок ФИДЕ. Иногда они у меня что-то пытаются отнять и отнимают. 
 
- Так и Кирсан Николаевич многое делает вне рамок ФИДЕ. У него есть благотворительный фонд Chess for Peace, который активно развивает шахматы, в том числе в Африке. 
 
- Понимаешь, в чём дело. Например, вместе с сербским журналистом Димитрие Белицей я был автором Всемирной детской шахматной олимпиады. Я провёл без какой-либо государственной поддержки семь первых детских олимпиад. Причём сначала я пригласил Кампоманеса поучаствовать. Кампоманес заявил, что будет участвовать, если я ему буду платить. Говорю, что у меня спонсоров нет, нахожу средства со стороны и, естественно, платить не собираюсь. На что Кампоманес заявил, что если платить не будешь (не лично ему, а ФИДЕ), тогда мы участвовать в этом не будем. Ну хорошо, не будете - значит, не будете. 
 
- Помню, на одной из детских олимпиад был даже задействован Король Испании.
 
- Да, в Лас-Пальмасе, был почётным президентом оргкомитета. Последнюю олимпиаду мы провели в Турции, сами. Далее подключился Кирсан Николаевич с ФИДЕ. Я был рад, что они подключились. 

Через год они уже сами начали проводить олимпиады, причём обо мне забыли. Я решил, что хорошо, я традицию заложил, она получила поддержку, замечательно. Забыли обо мне, ну да ладно, пусть проводят. Но дальше-то всё начинает глохнуть. И печально, что такое происходит. И вообще, как мне кажется, в шахматах корректность должна быть на первом плане. 
 
Опять же, на съезде РШФ Кирсан Николаевич объявил, что Россия обязана ему программой «Шахматы в школе». Мне пришлось уточнять. Я не привык говорить о своих достижениях. Но поскольку Кирсан Николаевич заявил, что он первый во всём, пришлось сказать, что первая шахматная школа в России была создана мной. До этого в Советском Союзе были школы Ботвинника, Полугаевского.

Но если мы говорим о современной России, то в 1988 году была создана областная шахматная школа в Воронеже. И вообще, этим я занимаюсь более 30 лет. Кирсана Николаевича и близко в шахматах не было, когда мы уже начали проводить эту работу. Не говоря уже о том, что я был президентом "Белой Ладьи" до 1986 года, и возрождали мы "Белую Ладью" без участия ФИДЕ. 
 
Есть люди, которые хватают со всех столов и говорят, что это их столы, а на самом деле у них только один стул у стола.
 
- Сейчас на пост президента ФИДЕ, помимо Кирсана Николаевича, претендуют Георгиос Макропулос и Найджел Шорт. Какими Вы видите итоги выборов в Батуми осенью этого года?
 
- Не знаю. Я вижу проблемы, но пока не вижу решения этих проблем. Но проблемы грандиозные! И такое впечатление, что сегодня легче создать новую Всемирную шахматную федерацию, чем выправить то, что случилось в нашей нынешней международной федерации. 
 
Ясно, что ФИДЕ находится в страшном кризисе. Этого следовало ожидать. Но никто не мог предположить, что это случится именно в этом году. Сейчас Кирсан Николаевич активно передвигается по миру, давно он уже так не передвигался. Но ему, конечно, нужно пересмотреть свои позиции. И если он сможет избраться, то нужно по-новому построить работу. Мне думается, что ему больше стоит общаться с профессионалами для того, чтобы не делать глупостей, которых он понаделал достаточно за эти двадцать лет. 
 
- И какие же его основные ошибки, на ваш взгляд?
 
- Легкомысленные решения по чемпионату мира, которые нанесли страшный ущерб шахматам. 
 
- Это в первую очередь касается системы проведения чемпионатов мира?
 
- Да. Вот эта нокаут-система была грандиозной ошибкой. Мы многое потеряли. Потеряли и в престиже, и в популярности. Потеряли позиции, которые сейчас очень трудно восстанавливать. Я вспоминаю мой матч с Каспаровым 1987 года в Севилье – пару раз мы выходили на CNN впереди политического блока, шахматы на первом месте были. А сейчас шахматы даже не на последнем месте. Не знаю, как назвать это место (смеётся). 
 
Беда также в том, что Кирсан Николаевич, не понимая, что творит, стал влезать в изменения правил шахмат. Почему шахматы и живут долго, и пережили многие кризисы? Потому, что правила традиционные. И президенты ФИДЕ никогда не имели смелости влезать в изменение правил. Вообще это, конечно, прерогатива чемпионов мира, которые должны отстаивать наши традиции. К сожалению, здесь я не вижу роли Магнуса Карлсена. Мне кажется, он всеядный. Также, к сожалению, он не является тем ОТК, которым был Ботвинник или которым был я. Он позволил менять правила шахмат, и это печально. 
 
- Но ведь до Карлсена был ещё и Ананд.
 
- И Ананд тоже. Он не чувствовал этой роли и не исполнял этой роли - защиты позиций профессионалов. Если мы сделаем какие-то еще ошибки в изменении правил, шахматы вообще могут потеряться. И на съезде ФШР я говорил об этом. Дело в том, что у Кирсана Николаевича просто нет знаний и понимания. Он вообще не должен касаться этого вопроса, хотя он и заявляет, что является великим шахматистом. Но какой он шахматист - мы знаем.
 
- Так ведь Кирсан Николаевич всё-таки кандидат в мастера! 
 
- Да какой он кандидат в мастера? О чём говоришь (смеётся)? Просто любители не должны лезть в правила шахмат. Это дело профессионалов. И отбиваясь от меня на съезде, Кирсан Николаевич заявил, что он построил систему, консультируется с Ассоциацией шахматных профессионалов, и что это не его инициатива, и каждое изменение правил имеет одобрение Ассоциации профессионалов.
 
Я, уходя со съезда, в коридоре всё это слышал. А на следующий день позвонил Эмилю Сутовскому. Говорю: "Эмиль, ты что, с ума сошёл? Вчера на съезде Кирсан Николаевич заявил, что все изменения по правилам согласованы с АШП, а ты президент Ассоциации". На что Эмиль ответил: "Как согласовано?! Ничего согласовано не было. Нас извещали об этом, но мы всегда были категорически против. Но сейчас кое-что выправилось с 1 января". "Но вы поддерживали?! "Нет, никогда не поддерживали. Ни одно изменение правил Ассоциация профессионалов не поддерживала!"
 
Так что это введение в заблуждение шахматной общественности, что якобы Кирсан Николаевич менял правила с ведома и одобрения гроссмейстеров. Я вообще в это поверить не мог, но на всякий случай позвонил Эмилю. Мало ли, сумасшествие может быть всеобщим, не только у Кирсана Николаевича, но и у гроссмейстеров. 

- И всё-таки и в мире, и в России сейчас делается многое для возвращения престижа и популярности шахмат.
 
- Что-то мы начали возвращать, но это сложно. Надо было развиваться и укреплять позиции, а мы их потеряли. Мы оказались в провале лет на 15. Хотя Кирсан Николаевич везде рассказывает сказки о том, как хорошо он руководит шахматным миром. А сейчас очень большая проблема возникла в связи с тем, что он попал в санкционные списки. Он утверждает, что попал под санкции потому, что он близок к Владимиру Путину, и что таково отношение к Президенту России в мире. На самом деле, я думаю, никакого отношения присутствие Кирсана Николаевича в санкционном списке не имеет к позиции России.
 
- Как вы считаете, с чем это связано?
 
- Собственно, это есть в письме министерства финансов США. 

- Что причиной санкций является якобы торговля нефтью. Вы согласны с этой точкой зрения министерства финансов США?
 
- Я не согласен. Просто мы имеем официальную причину. И видим, что за два с лишним года Кирсану Николаевичу не удалось изменить позиции. 
 
А сейчас закрывают счёт в швейцарском банке. Кирсан Николаевич утверждает, что ничего страшного не произойдёт, найдут другой европейский банк. Я уверен, что не найдут. Если закроют счёт в швейцарском банке, то ни один европейский банк не откроет счёт ФИДЕ, если Кирсан Николаевич останется. А это влечёт за собой грандиозные последствия. Во многих европейских странах, если ты не можешь открыть банковский счёт, то не можешь там и зарегистрироваться. А это значит, что ФИДЕ вылетит из Европы. Офис федерации должен будет переехать - это раз. А вторая проблема состоит в том, что и спонсоры будут совершенно иначе относиться. Одно дело, когда они переводят средства на счёт швейцарского банка, европейского, и другое дело, когда они должны будут делать переводы, поддерживая турниры и чемпионаты, скажем, в арабский банк или российский. Это влечёт грандиозные и очень негативные последствия для шахмат.
 
Но будем надеяться, что мы всё-таки выкарабкаемся из этого кризиса. 

Полный текст