17 января 2016

18 января юбилей празднует Александр Халифман

Чемпиону мира ФИДЕ исполняется 50 лет

18 января свое 50-летие отмечает чемпион мира ФИДЕ 1999 года гроссмейстер Александр Халифман.

Александр Халифман родился и живет в Санкт-Петербурге. В детстве он увлекался шахматами и математикой, ходил в один из лучших математических кружков страны (в том же кружке занимался знаменитый Григорий Перельман). Однако любовь к шахматам перевесила: в 16 лет Александр стал чемпионом СССР среди юношей, в 18 повторил свой успех. Через год он стал сильнейшим в юношеском чемпионате Европы. Это было многообещающее начало, да и дебют во всесоюзных соревнованиях среди взрослых был успешным. В турнире первой лиги 54-го чемпионата СССР он занял второе место, на следующий год в аналогичном соревновании разделил 2-3 места. 

После школы Александр поступил  на математический факультет Ленинградского университета, но после трех лет обучение пришлось оставить – впереди была большая шахматная карьера. В 1990 году, еще в ранге мастера Халифман выиграл исключительно сильный по составу Нью-Йорк опен. В девяностые годы он выдвинулся в число лучших шахматистов России. В 1996 году стал чемпионом страны, в составе сборной России был трехкратным олимпийским чемпионом (1992, 2000, 2002) и победителем командного чемпионата мира (1997). 

Самый крупный индивидуальный успех пришел к нему в 1999 году в Лас-Вегасе – Халифман победил на втором чемпионате мира ФИДЕ, который проводился но нокаут-системе. В финале он обыграл ереванского гроссмейстера Владимира Акопяна. В целом за карьеру Халифман выиграл десятки соревнований, и, возможно, не сказал еще последнего слова в шахматах – он продолжает выступать в турнирах и по-прежнему является опасным соперником для любого гроссмейстера. 



Александр Халифман не только играет, но и тренирует. В родном Санкт-Петербурге он организовал собственную шахматную школу. В последние годы он работает тренером команды «Югра», которая под его руководством в 2010 году взяла медали европейского клубного первенства. В 2013 году Халифман начал тренировать сборную Азербайджана, и его новые подопечные выиграли командный чемпионат Европы в Варшаве. 

В шахматном мире Александр Халифман хорошо известен как эрудит и теоретик, автор популярных дебютных руководств и замечательный комментатор. 



Александр Халифман с баскетболистом Сергеем Быковым


Незадолго до дня рождения Александр Халифман стал гостем рубрики "Разговор по пятницам" газеты "Спорт-экспресс", где ответил на многочисленные вопросы Юрия Голышака и Александра Кружкова.

- Вы так и остались без диплома?

- Да. В тот момент выхода не было. Либо учиться - либо ездить по шахматным турнирам. Когда бросал университет, не предполагал, что загремлю в армию. Солидные дяди с погонами с военной кафедры другого института клялись, что все будет нормально: “Да какая армия? Мы переведем, не волнуйся!”

- А потом?

- Пропали. Законы были хитрые - всё на тоненького. При смене вузов существовали две категории. В первом случае отсрочка от армии сохранялась, во втором - сразу сгорала.

- У вас были ситуации, когда понадобился бы диплом?

- Нет. Тут что-то от лукавого. Если речь о работе шахматным тренером - какое к этому имеет отношение диплом матмеха?

- У молодых гроссмейстеров тоже дипломов нет?

- Подавляющее большинство без школьного образования! Нет диплома у Карлсена, Каруаны, Грищука… Вообще это легенда, что для игры в шахматы надо быть интеллектуалом в жизни. Ученым масштаба Ботвинника или певцом вроде Смыслова. Ратмир Холмов был грузчиком. При этом замечательный мужик и шахматист.

- За три курса матмеха насмотрелись на странноватых студентов?

- Чудаков хватало. Абстракции запредельного уровня, заблудиться в этом внутреннем мире проще простого. Я же еще в школе учился с Гришей Перельманом, в параллельных классах.

- Школьник Перельман всюду ходил с мамой?

- Нет. Гриша был веселый парень, анекдоты рассказывал, в шахматы неплохо играл. Если Иванчук при знакомстве целиком был “там”, к внешнему миру имел касательство относительное, то Перельман одной ногой все-таки находился “здесь”. Но иногда взгляд резко менялся. Вроде только что Гриша был с нами, и вдруг мыслями уже где-то далеко. Игры разума!



- Как разлетелись ваши полмиллиона долларов за Лас-Вегас?

- Можно, перекурю? Это больная тема… Полмиллиона не разлетелись, а улетели. Я решил, что нужна та самая “подушка безопасности”. Отнес деньги в западный банк. Время спустя обнаружил - ни счета, ни денег.

- Что ж за банк?

- Пока не скажу. В Германии. Помню этот момент - спокойно прихожу: “Сколько у меня на счету?” Девочка щелкает клавишами: “Такого счета не существует”. Я проверяю циферки, показываю: “Вы не ошиблись?” - “Он закрыт пять лет назад”. Дальше завязалась переписка.

- Что выяснили?

- Мне присылали дивные ответы на немецком языке. Оказалось, за пять лет до этого кто-то написал: “Прошу все мои деньги снять с такого-то счета и перевести в другой банк”. Ни даты, ни точной суммы. Когда я показывал эту бумажку людям, связанным с банковским хозяйством даже в нашей стране, они хохотали: “Да по такому “документу” 100 евро не переведешь!” Это долгая и грустная история, которая еще не закончилась…

- Так вы судитесь?

- Пока нет. Видимо, буду. Западные юристы огорчили до невозможности. Это в кино показывают, как дама пролила на себя кофе, отправилась в суд и выиграла миллион. Потому что на стаканчике не написано, что кофе горячий. На самом деле, если частное лицо судится с мощной корпорацией,- все настолько спорно!

Первый юрист сказал, что дело выеденного яйца не стоит, и мне сейчас все принесут. Вместе с компенсацией за моральный ущерб. Потом заговорили иначе: “А если банк приведет пять свидетелей, которые подтвердят, что именно ты сделал перевод? Ксерокс паспорта у них есть, ты же открывал счет”. Подпись на бумажке не моя и не слишком похожа. Как говорится, “в общих чертах”. Но ни одна почерковедческая экспертиза не дает стопроцентную гарантию. Суд может принять во внимание - а может не принять. Это не ДНК, не отпечаток пальца.

- Ваша версия - что произошло?

- Сговор на определенном этапе. Уверен, мошенничество со стороны отдельного клерка, а не организации.

- В каком году вскрылось?

- В 2008-м. Пять лет счет не проверял. Ну, лежит и лежит. Хранил бы в трехлитровой банке - что, раз в неделю ее надо откапывать? После Лас-Вегаса на волне успеха прилично зарабатывал, что-то добавлял. Затем стал реже бывать в Европе и в банке не появлялся.

- Сколько было денег?

- Около 600 тысяч долларов.

- История тянется восемь лет. Не пора ли ускориться?

- В Германии на ответ четкие сроки, оговоренные законом, - четыре месяца. Немцы их используют по полной программе. Причем ответы из серии - “она утонула”. “Что с моим счетом?” Четыре месяца спустя письмо: “Ваш счет закрыт такого-то числа 2003 года. С уважением”. Шлю второе письмо: “Закрыт на каком основании?” Еще четыре месяца - приходит та самая филькина грамота с поддельным автографом.

- У вас есть ощущение, что банк это дело расследует?

- Ощущение, что от меня отмахиваются. Скорее всего, понимают, что их косяк. Но признать - неприемлемо. Репутация! Меня юристы предупредили: банк пойдет до конца. У него серьезные адвокаты. Не предугадаешь, что будут изобретать и додумывать. Возможны встречные иски.

- Напряжение в ваших отношениях с Каспаровым откуда возникло?

- Из-за моего длинного языка.

- Что-то про Гарри Кимовича ляпнули?

- Боже упаси! 1992 год, Олимпиада в Маниле. Утром в столовой встречаю Клару Шагеновну, маму Каспарова. “Саша, рада вас видеть. Гарик на завтрак не ходит. Что посоветуете взять?” Обычный доброжелательный разговор. Потом сообщает: “Я считаю, Дреев здесь играет слабо, на следующие туры его выставлять не надо”. Мне бы промолчать! Или кивнуть!

- Что ответили?

- “А почему это вас беспокоит? У команды есть тренеры, они решат…” Без всяких грубостей и переходов на “ты”. Тут же взгляд - короткий, как укус змеи. Больше с ней никогда в жизни не обменялись даже словом. Я здороваюсь - она проходит молча. И с Каспаровым отношения испортились. Не знаю, мама повлияла или съезд.

- Какой съезд?

- Шахматистов, в 1993-м. Когда его посетила волшебная идея - развалить ФИДЕ. С трибуны расписывал, что заживем, как в сказке. А я из зала позволил себе пару реплик. Выражая некоторый скепсис. Потому что это был не первый организационный опыт Гарри Кимовича. В конце 80-х создали “Ассоциацию гроссмейстеров”, провели несколько турниров. С ФИДЕ не дрались - но война амбиций, и Гарри Кимович произнес: “Я Ассоциацию породил, я ее и убью…”

- С ним-то здоровались?

- То начинали, то прекращали.

- В каждом соприкосновении с Каспаровым чувствовали, что он вас терпеть не может?

- Да я на этом не зацикливался. Старался быть толстокожим.

- Он же вас ни разу не обыграл?

- Все четыре партии в “классику” завершились вничью. Одна из них стоила Каспарову победы на турнире в Реджо-Эмилии. Накануне заключительного тура он делил с Анандом первое место. Со мной белыми не справился. А Виши черными одолел Белявского и выиграл турнир.





Поздравительную телеграмму Александру Халифману направил глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов (см. вложение). 

Российская шахматная федерация поздравляет выдающегося гроссмейстера с юбилеем, желает ему крепкого здоровья, творческих успехов и новых достижений!
Командный чемпионат азиатских городов