28 апреля 2020

Тринадцатый

О своих мимолетных встречах с Гарри Каспаровым рассказывает пиар-директор ФШР Кирилл Зангалис

В 1984 году мне было 6 лет. Я уже занимался шахматами и знал наизусть имена великих чемпионов мира. Стейниц — первый, Карпов — последний, двенадцатый. И вот началось то знаменитое противостояние Анатолия Карпова и Гарри Каспарова. Весь мир следил за битвой опытного чемпиона и дерзкого юноши. Помню, в семьях чуть ли не до драк доходило. Молодежь переживала за Каспарова, кто постарше – за Карпова. В таком возрасте мне трудно было выбрать кумира, но всегда было интереснее болеть за претендента. И было очень жаль Гарри, который тот матч безнадежно проигрывал 0:5. Я мало что понимал в сложностях великой игры, да и сейчас ничего не понимаю. Но тогда на занятиях с Ларисой Сергеевной Пинчук мы разбирали каждую партию.

Безлимитный марафон тогда остановили при счете 3:5. Каспаров нашел в себе силы не проиграть всухую и начал изматывать чемпиона. После пяти месяцев борьбы и 48 баталий было решено матч прекратить. Карпов до сих пор жалуется, говорит, что он обязательно бы выиграл еще один поединок. Каспаров утверждает, что добил бы выдохшегося соперника. Кто на самом деле тогда остановил этот изнуряющий забег, мы так и не узнаем. Что было потом – уже история. Каспаров стал чемпионом мира и оставался на троне 15 лет, пока не уступил корону в 2000 году Владимиру Крамнику.

Сколько книг я перечитал о Каспарове, сколько шахматной и художественной литературы перелопатил в детстве. Мой отец, большой фанат Гарри Кимовича, просто обожал 13-го чемпиона. «Безлимитный поединок» был затерт до дыр. Причем мне как будущему журналисту было интересно читать именно закулисные истории, а не разбирать партии, тем более не учить их и не анализировать варианты.

Хотя его партии завораживали. Каспаров буквально сметал с пути своих соперников, он с экранов телевизоров, со страниц книг и журналов источал свою необъятную энергию. Болеть за Гарри было легко и приятно. Казалось, он непобедим. Его рекорды впечатляли, его рейтинг (2851) для тех времени был космическим, и казалось, что он останется непревзойдённым.

В 2005 году великий чемпион закончил великую карьеру и начал другую — политическую. А так как я политикой совсем не интересуюсь, то за деятельностью Каспарова не следил. Все-таки спорт лично для меня – это гораздо круче и благороднее.

Правда, до 2005 года случился еще один важный эпизод, во многом перевернувший мою жизнь. Годом ранее чемпионом мира по нокаут-системе стал мой товарищ, с которым я начинал заниматься шахматами в школе Пинчуков. Узбекский гроссмейстер Рустам Касымжанов (о нем будет отдельная глава) сотворил сенсацию в расколотом шахматном мире. И в 2005 году должен был состояться объединительный матч Каспаров – Касымжанов.

Поединок между 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым и действующим чемпионом мира ФИДЕ Рустамом Касымжановым запланирован на апрель 2005 года, – об этом в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сообщил президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов. Он также добавил, что ФИДЕ уже начала переговоры по проведению матча с представителями Турции.

«Действительно, в январе матч Каспаров — Касымжанов по финансовым причинам отодвинулся на апрель, позавчера первый вице-президент ФИДЕ Георгиос Макропулос и Зураб Азмайпарашвили, вице-президент ФИДЕ, встречались с Гарри Кимовичем Каспаровым. Также они созванивались с Рустамом Касымжановым. Надеемся, в апреле при предоставлении финансовых гарантий правительства Турции состоится матч между Каспаровым и Касымжановым, и в конце 2005 года победитель матча Касымжанов – Каспаров сыграет с Владимиром Крамником», — сказал Илюмжинов.

Но Каспаров решил по-другому и завершил профессиональную карьеру. Касмыжанов потом расскажет мне подробно о переговорах…

***

2012 год. Третьяковская галерея. Матч на первенство мира Вишванатан АнандБорис Гельфанд. Перед началом одной из партий гостем на пресс-конференции был Гарри Каспаров. Я, уже опытный журналист, очень переживал. Очень! Для меня это была первая очная встреча с Гарри Кимовичем. Я знал, что обязательно хоть немного, но поговорю с ним.

Он влетел в пресс-центр, как вихрь. Как обычно, когда он появлялся, вокруг все электризовалось. Вот почему он наводил такой ужас на соперника, подумалось мне – готов все смести на пути.

Вот некоторые выдержки, которые мне запомнились с той пресс-конференции.

— Я уже давал довольно ёмкую, недостаточно дипломатичную оценку самого матча, ещё до его начала, как мне кажется, это не должно звучать обидно, так как это констатация фактов. По-моему, это впервые в истории, когда официальный матч, с законным чемпионом и претендентом, не имеет никакого отношения к розыгрышу звания сильнейшего шахматиста планеты. На самом деле, это результат тех проблем, которые накапливались много лет в системе розыгрыша первенства мира. Тем не менее, всегда матчи на первенство мира характеризуются серьезной подготовкой участников, и поэтому мы вправе ожидать каких-то интересных идей, хотя бы немного меняющих наше представление о современных шахматах. Если сравнивать этот матч с матчами, состоявшимися уже после моего ухода из шахмат Крамник — Ананд и Ананд — Топалов, по содержанию этот матч им всем уступает. Да и если посмотреть на мой личный счет с участниками этого поединка, то все становится ясно.

Пообщаться с Каспаровым тогда не удалось, но единственное фото, которое у меня есть с кумиром детства, я все же сделал.

Гарри Каспаров и Кирилл Зангалис. Москва, 2012 год

Гарри, которому приписывают раскол шахматного мира, влезал и в политические скандалы. Между делом он очень неплохо поработал с Магнусом Карлсеном, дав будущему чемпиону мира такой нужный толчок. Так что, когда дело касалось непосредственно шахмат, то дела у Каспарова ладились, а вот в остальном он мне был непонятен. Уж слишком я его любил как шахматиста, а не как бунтаря.

Второй раз мы на мгновенье пересеклись на Олимпиаде в Стамбуле-2012, когда я только начал активно сотрудничать с Сергеем Карякиным и искал возможности для усиления тренерского штаба. И моей единственной мечтой на тот момент было заполучить Каспарова в нашу команду. Я был уверен, что он очень поможет Сереге выйти на матч с Карлсеном.

Гарри Кимович очень быстро прошел мимо меня в стамбульском игровом зале, я едва поспевал за ним.

— Можно с вами поговорить? — я буквально прокричал в спину чемпиону. — Один небольшой, но важный вопрос.

— Мне некогда сейчас, — Каспаров не остановился. — Есть неотложные дела

— Я менеджер Сергея Карякина, мы бы хотели обсудить с вами возможное сотрудничество. У нас есть мощный спонсор и хорошие финансовые возможности…

Каспаров резко остановился.

— Я слушаю вас, — он внимательно и изучающе посмотрел на меня, на человека, который почти никогда до этого не был на крупных турнирах и которого он явно не знал. — Сейчас, правда, нет времени, вот телефон, по которому вы меня можете найти.

К сожалению, а может быть и нет, мы с Каспаровым так и не связались. Но Карякин-таки вышел на свой матч за корону и проиграл его только на тай-брейке, но это уже другая история.

Два года спустя Каспаров на Олимпиаде в норвежском Тромсе (2014) требовал отстранить от участия будущих чемпионок — женскую сборную России (бюрократическая зацепка за то, что формально наша делегация, якобы, поздно подала заявку с составом) и выставил свою кандидатуру на пост президента ФИДЕ. Мы же поддерживали российского кандидата Кирсана Илюмжинова.

Девочек отстоял тогда президент ФШР Андрей Филатов, после чего норвежская сторона принесла официальные извинения. Каспаров проиграл выборы…

Пресс-конференция Гарри Каспарова в Тромсе, 2014. Фото: В. Барский

Ранним утром мы с моим закадычным приятелем Владимиром Барским улетали из Тромсе. Именно на наш рейс садился и Каспаров, тогда я видел его в последний раз. Это было лицо уставшего проигравшего человека, который всегда и во всем привык побеждать. И мне очень жаль, что Гарри Кимович ушел из шахмат, окунувшись с головой в политику. Чемпионом он мне нравился гораздо больше, ведь сколько еще хорошего этот гений-бунтарь мог дать великой игре, останься он в ИГРЕ…

Командный чемпионат азиатских городов