6 февраля 2018

Улучшенная атака Субоча

Говорите, ферзя надо развивать в последнюю очередь?


В одном из последних интервью Дани Дубова прозвучала верная мысль про то, что в российской черно-белой журналистике наблюдается дефицит чисто шахматных материалов – всё затмила политика и прочее, ей сопутствующее. А ведь буквально только что Дубов пересек отметку 2700, поэтому давайте прислушаемся к мнению нашего игрока сборной. Хотя, учитывая события слякотного января и снежного 3 февраля, полностью уйти от политических тем не удастся.

Итак, в недавнем Мемориале Владимира Дворковича ваш автор играл в последнем туре c гроссмейстером Николаем Кабановым. Кабанов – очень интересный, творческий шахматист из Сургута, в звездные годы мужской команды «Югра» проходил свои университеты у Александра Халифмана, играл часто и успешно, однажды едва не выиграл Moscow Open. Сейчас у Николая и его жены Кати в Сургуте своя детская школа, они воспитывают подрастающее поколение города.
Каждому из соперников для попадания в призы была необходима победа, а учитывая, что в предыдущем туре Кабанов в 100-ходовой битве одолел моего ученика Диму Цоя, партия оказалась принципиальной вдвойне. Последний тур – тур утренний, и особой подготовки, естественно, не предполагалось.

Д. Кряквин – Н. Кабанов
1.d4 g6 2. c4 Bg7
Хм, вспоминать теорию иррационального 3.Nc3 c5 4.d5 Bхс3+!? в 10 утра не хотелось и близко, а 3.Nf3 исключало возможность сыграть вариант Земиша и систему Авербаха. Поэтому…
3. e 4 Nc6!?
Тааак…Играть 4.Nf3 d6 (и здесь заслуживает внимания давняя идея Михаил Таля 4…е5!?) с идеей Bg4, e5 тоже не хотелось. 4.d5 Nd4 5.Ne2 допускало 5…с5, и что делать с этим конем? Мелькнула мысль: «Держать, держать центр!»
4. Ne2 e5
Здесь память запоздало выдала, что 5.d5 Nd4 6.Nхd4 eхd4 встречалось в той самой давней партии Корчной – Таль, 1975. Рижский волшебник получил отличную позицию, а Виктор Львович ругал себя в комментариях за малодушие. «Держать, держать!»
5. Be3 eхd 4 6. Nхd4
Здесь я даже на секунду расслабился. Известно, что на 6…Nge7 7.Nc3 d6 белые получают грозную атаку путем 8.h4!– фланговая атака жестко встречает идеи противника, связанные с ударом f7-f5. Так было, кстати, в свежей партии 2017 года Дубов – Крылов.
Однако после хода Кабанова я понял, что классической атаки мне никто провести не даст…
6… Qf6!


Вот это да! Здесь злодейка-мысль коварно отвлеклась от того, что происходило на доске. Дело в том, что предвыборный январь крепко озадачил шахматных специалистов. В получившей большую прессу партии Субоч – Венгереш после известных ходов 1.е4 е6 кандидат в президенты РШФ и бывший чемпион СССР по прыжкам на лыжах внезапно сыграл 2.Qf3!?

Лучшие умы России ломали головы над таинственным ходом ферзя. В Интернете очень популярной являлась версия, что выпад могучей фигуры носит символический смысл. Вроде, есть некий атакующий строй пешек, а в решающий момент вперед должен выйти кандидат-ферзь. Впрочем, в скором интервью Субоч развеял сомнения и поведал, что действительно собирался по-мушкетерски поразить пункт f7 подмосковного кардинала Ришелье, готовившегося направить миледи Винтер и сводный отряд гвардейцев под командованием де Жюсака к Гоголевскому бульвару.


Стоп! В кино же было наоборот! "Д'Артаньян, а что вы думаете о ходе ферзем на f3?"


Но шутки шутками, однако размышления в этот момент у меня были горестные. Текли секунды на часах, а Николай собирался безжалостно продавить меня по большой диагонали. Утешало лишь то, что на взятие коня с6 невозможно 7…Qхb2 ввиду 8.Bd4.
7. Nхс6 dхс6
Конечно, не 7…bхс6 8.Nc3 Rb8 9.Rb1 с перевесом белых (Кокарев – Чепукайтис, 2003). Но после мгновенного взятия пешкой «d» стало грустно вдвойне: на доске намечается какая-то шотландская партия с 4…Bc5 5.Nхс6 Qf6 при наличии дурацкой пешки на с4, а чернопольный слон соперника, обычно попадающий под Na4, уже занял ударную позицию на g7. Еще и сдвоенная пешка с6 противника надежно контролирует пункт d5, потенциально ограничивая белого коня с3.
8. Nc3 Qe7


Горе тому, кто не изучает партии Иванчука! А ведь еще в 2008 году гениальный Василий Михайлович применил чудо-вариант против Ван Вели и добился победы после 9.Bd3 Nf6 10.h3 Nd7 11.0-0 0-0 12.Qc2 Ne5 13.Be2 g5, – Люк сыграл неаккуратно и сдался уже на 21-м ходу.
И здесь я с ужасом понял, что в 2010 году во время Олимпиады в Ханты-Мансийске читал в репортажах Владимира Барского про партию Бу Сянчжи – Свидлер, где россиянин получил комфортную игру после 9.Be2 Nf6 10.Qc2 0–0 11.0–0 Ng4 12.Bxg4 Bxg4 13.Rac1 Rad8 14.Rfe1 Be6. Потом Петр где-то действовал не сильнейшим образом, и за него переживал Грищук, выигравший решающую партию матча с Китаем у Ван Хао. Но всё закончилось хорошо.


Александр Грищук переживает за Петра Свидлера


Короче, всю первую половину партии ваш автор напоминал кота из произведения «Понедельник начинает в субботу» братьев Стругацких, который помнил невероятное количество сказок, но только наполовину…И попытка любым способом уклониться от пути китайского гроссмейстера, который не сулил белым шансов на победу, едва не привела меня к катастрофе.

9.Be2 Nf6 10.f3 0–0 11.Qc2 Nd7 12.0–0–0?! f5 13.Qd2 Nc5 14.Bg5 Qf7 15.Bh6 Bxh6 16.Qxh6 Be6 17.exf5 Bxf5 18.Rhe1 Rae8 19.Qd2 a5! 20.Bf1 b6



На ферзевом фланге белый король не может чувствовать себя в безопасности, а у черных есть масса тактических мотивов, связанных с а5-а4-а3 или b6-b5 и Qха2-Nb3-мат! К счастью, достигнув перевеса, Кабанов стал ошибаться и, несмотря на все мои попытки не выиграть партию, белые взяли очко.  

Какие выводы можно сделать? Во-первых, Дубов прав. А во-вторых, иногда вместо того, чтобы читать до поздней ночи всякие более чем спорные публикации, гораздо лучше поизучать партии Иванчука и Свидлера, дорогой читатель. Молодым же староиндийцам было бы весьма интересно тоже опробовать данную идею. Говорите, ферзя надо развивать в последнюю очередь?
Командный чемпионат азиатских городов