13 августа 2020

Поможем шахматистам Алтая!

Надо спасти краевой шахматный клуб в Барнауле

Шахматный клуб – магическое сочетание слов, известное с самого детства каждому любителю черно-белой игры. Шахматный клуб из эссе Генны Сосонко, посвященного легендарному ЦДШ, а также его обитателям, и даже васюкинский «Клуб четырех коней», за создание которого ратовал хитроумный Остап… Здания, ждущие поклонников баталий на 64-х клетках, всегда ассоциировались в нашем сознании с неким священным храмом, что во втором из примеров позволило великому комбинатору легко обмануть тех, кто надеялся стать его прихожанами.

Первые из российских шахматных клубов возникли в культурной (а в те времена – и государственной) столице, Санкт-Петербурге, в середине XIX века. Существовали первые клубы царского времени на членские взносы. Зачастую шахматистам приходилось делить кров с картежниками и бильярдистами, как было, например, в Казани. А вспомните мемуары Михаила Ботвинника: юный Миша проходил на верхний этаж в Петербургское шахматное собрание, минуя многочисленные залы азартных игр, увлечения которыми серьезно опасались его близкие. Мама и брат Ботвинника еще не знали, что этого мальчика в роговых очках и со стальным характером невозможно будет сбить с выбранного пути.

В наши дни шахматную жизнь советского периода принято порой несколько идеализировать, но и тогда борьба за клубы, которые действительно по всей огромной стране несли светлое в массы, порой носила ожесточенный характер. На первых порах неплохо действовало в качестве тарана крылатое ленинско-рохлинское «Шахматы – гимнастика ума», но уже в поздние годы советского государства порой давала осечку даже тяжелая артиллерия. Знаю много примеров, когда в город приезжали, допустим, чемпион мира Анатолий Карпов и один из руководителей советских шахмат Виталий Севастьянов, в их присутствии закладывался первый камень будущего клуба, однако после отъезда почетных гостей энтузиазм местных руководителей шел резко на убыль. Тем не менее, количество шахматных клубов той эпохи, безусловно, значительно превышало нынешнее.

В войнах за и против клубов (конечно, достаточно большое количество квадратных метров в центре города являлись лакомым кусочком как в ту эпоху с ее непонятными для нынешнего молодого поколения правилами игры, так и сейчас, когда из этих квадратных метров компетентные люди могут извлечь миллионы рублей) особое значение всегда имели шахматисты-ветераны Великой войны. Коллективное письмо героев, победивших фашизм и награжденных многочисленными орденами, обычно редко игнорировалось даже теми сильными мира сего, кто не слишком жаловал шахматы.

Изданная уже после распада Союза книга «Организация и судейство» (любезно представлена автору известным арбитром Михаилом Крюковым) запечатлела клубное наследие, оставшееся на территории суверенной России. Итак, Архангельск (3 клуба), Астрахань, Барнаул, Бийск (2), Благовещенск (2), Шимановск Амурской области (малые города привязаны в списке к областным центрам), Брянск (2), Владивосток (3), Владикавказ, Владимир, Ковров, Волгоград, Вологда, Череповец, Воронеж, Воркута (2), Грозный, Екатеринбург (2), Нижний Тагил (2), Карпинск, Иваново (2), Ижевск (2), Иркутск, Северо-Байкальск, Йошкар-Ола, Казань, Альметьевск, Лениногорск, Набережные Челны, Калининград (2), Калуга, Кемерово, Прокопьевск, Киров, Кострома (3), Краснодар (3), Анапа, Павловская, Славянск-на-Кубани, Сочи, Красноярск, Назарово, Курган (3), Курск, Кызыл (2), Липецк, Махачкала, Моздок, ЦШК в Москве, Московский областной клуб, Жуковский, Королев, Мурманск (3), Мончегорск, Назрань, Нальчик, Нижний Новгород (2), Дзержинск, Новгород (2), Боровичи, Валдай, Старая Русса, Новосибирск, Омск (2), Оренбург, Орск, Орел, Пенза, Кузнецк, Пермь (2), Соликамск, Петропавловск-Камчатский (3), Псков, Ростов-на-Дону (2), Азов, Белая Калитва, Волгодонск, Красный Сулин, Новочеркасск, Таганрог, Рязань (2), Самара (3), Тольятти, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов (3), Балаково, Балашов, Энгельс (2), Смоленск, Велиж, Рославль, Ставрополь (2), Буденновск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Минводы, Невинномысск, Пятигорск, Черкесск, Сыктывкар, Тамбов (2), Тверь, Томск (4), Тула, Богородск, Ефремов, Новомосковск, Узловая, Тюмень (2), Салехард, Сургут, Улан-Удэ (5), Уфа, Ишимбай, Октябрьский, Элиста, Якутск, Ярославль. Понятно, что тут записаны вперемешку и маленькие комнатки, и Дворцы, но, тем не менее, список потрясает и впечатляет – более 150! Уверен, что если даже отсеять клетушки, занесенные на скрижали для массовости, то цифра останется внушительной.

Собственно, что такое вообще шахматный клуб, что отличает его от обычной секции? Помещение с турнирным залом, где регулярно проходят соревнования, с шахматной библиотекой, инвентарем (шахматы, часы, демонстрационная доска), комнатами для занятий. Приблизительно так.

Но настали страшные 90-е. Уходили из жизни ветераны, в стране было не до шахмат, число клубов стремительно сокращалось: как в мягкой форме с переселением шахматистов в какой-нибудь подвал с непонятным статусом, так и в жесткой, когда здание приглянулось кому-то из криминальных авторитетов. Что говорить, если в нынешнем ЦДШ долгое время успешно работал ресторан, и рассказывают, что там даже неплохо кормили.

С развалом СССР автоматически исчезли профсоюзные клубы, так как от самих профсоюзов осталось только гордое название. Начало 90-х убрало с карты и клубы, некогда принадлежавшие спортивным обществам.

Наступление на клубы продолжилось и тогда, когда ситуация в стране стала благополучной, а цены на нефть стремительно росли. Одним из самых частых стал феномен перевода клуба в собственность спортивной школы или ДЮСШ. Почему? В клубе необходимо платить зарплату директора (которая должна быть больше стандартной) и инструкторов, следить за тем, чтобы не возникло задолженностей за свет, воду и коммуналку. А тут здание переходит в собственность крупной организации со своим руководящим составом и сметой расходов. Экономика должна быть экономной.

Мы знаем примеры спортивных школ, в которых целый год проходят спортивные состязания. Школа имени Нежметдинова в Казани, та же Югорская шахматная академия в Ханты-Мансийске проводят столько турниров, что позавидует любой шахматный клуб. С другой стороны, перед глазами примеры, когда переход здания в юрисдикцию ДЮСШ привел к тому, что взрослым там показываться запрещено. Так стало со знаменитым помещением в Краснодаре, где проходили чемпионат России-2002, этапы Кубка страны и многие другие крупные соревнования. Нечем похвастаться и некогда легендарному Чигоринскому клубу Северной столицы, – в ныне существующем там отделении спортшколы шахматисты попали в итоге под диктат шашистов, да и о турнирах, Мемориалах, матчах с Москвой пришлось забыть. Хорошо, что федерации города на Неве удалось пробить новое, большое помещение на Саперном. Нет своего шахклуба и в огромной Москве, если не считать общероссийский ЦДШ. А ведь когда-то, на пике в златоглавой их насчитывалось порядка десятка…

Иногда находится компромиссное решение. Власти говорят, что помещения нет, но есть деньги на аренду: если шахматисты сами найдут место дислокации, сделают там ремонт и купят инвентарь, то за электричество, воду и найм им беспокоиться не стоит. Например, в моем родном Ростове-на-Дону война за клуб, длившаяся несколько десятилетий, в итоге закончилась поражением сторонников Каиссы. Но пришел новый глава городской федерации, настоящий фанат шахмат, который просто взял и свою большую площадь отдал под шахматы, а власти признали это клубом. Популяризируя шахматы, ваш автор каждый год летает на Дальний Восток (Владивосток, Хабаровск), – там по достаточно тяжелой схеме «вы найдите, сделайте, а мы вам поможем» руководители шахматных федераций сумели создать очень приличные клубы краевого значения.

Так какая сейчас в целом ситуация с клубами в России? Ведь во время нынешнего шахматного бума, возникшего на волне чемпионского сражения Сергея Карякина и успехов нового руководства российских шахмат, наконец возникла положительная динамика развития. Черно-белая игра вернулась на ТВ, заработала система всеобуча, есть немало и других достижений.

В период написания статьи я активно опрашивал регионы: есть ли у вас клубы? Вот что удалось узнать. Клубы функционируют в городах Коломна, Серпухов, Воскресенск, Электросталь (все – Московская область), Ростов-на-Дону, Волгодонск, Новочеркасск, Сочи, Геленджик, Евпатория (есть некоторое ощущение, что когда рос маленький Сережа, клубов в Крыму было побольше), Тула, Орел, Волгоград, Кемерово, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Тюмень, Биробиджан, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Барнаул, Владивосток, Хабаровск. Воронеж, Ижевск, Пермь, Нижний Новгород, Набережные Челны и Самара. Нельзя не считать ЦДШ. Три десятка против 150. Хотя надо учитывать, что очень многие помещения по стране, не менее 50 из того, канонического списка «Организации и судейства», перешли под юрисдикцию спортивных школ. Что-что, а спортивных школ в стране функционирует много, хотя огромную силу набрали и коммерческие организации, обучающие шахматам. Но это все – тема отдельной публикации.

И вот мы подошли к самому главному моменту: а зачем я это все написал? Все очень просто. В наши дни на наших глазах отбирают один из этих 30 оставшихся клубов в стране. Причем один из лучших: и по квадратуре (более 500 кв. м), и по инвентарю, и по количеству проведенных турниров (чемпионаты округа, этапы Кубка России, этапы РАПИД Гран-при). Тысячи шахматистов и десятки знаменитых гроссмейстеров сражались в его стенах, о чем мы ежегодно могли читать в репортажах Дмитрия Кряквина и Владимира Барского.

Немало именитых шахматистов побывало в Алтайском крае благодаря турнирам в краевом клубе

Дом шахматистов Алтайского края, располагающийся в краевой столице Барнауле по адресу улица Гоголя, 42, имеет огромную историческую ценность для города. Именно в нем 100 лет назад располагалась овчинно-меховая фабрика купца Ивана Полякова, одного из «крестных отцов» Барнаула. Долгое время имевший статус памятника архитектуры, дом должен был быть отреставрирован, но в итоге специальная комиссия решила иначе – снести. А ведь когда здание выделяли шахматистам в 2013 году, на его ремонт пришлось потратить 6 миллионов рублей. Похоже, роль сыграли те самые «золотые квадратные метры» в центре города… Куда выселяют шахматистов? Предлагают офис с арендой 4 000 000 рублей в год, – понятно, что это неподъемная сумма и в лучшие времена, нежели сейчас стоят на дворе.

Это лишь один из залов клуба

Федерация шахмат Алтайского края сделала очень многое для того, чтобы Барнаул стал важной точкой на шахматной карте России. Помню, как 8 лет тому назад Артем Поломошнов и Максим Герасимюк стартовали практически с нуля, а сейчас в регионе выросло мощное молодое поколение, лучший представитель которого без пяти минут гроссмейстер Алексей Сорокин пару лет назад выиграл чемпионат России до 20 лет. Безусловно, краевой шахматный клуб в Барнауле с его бесчисленными соревнованиями был одним главных из катализаторов жизни в регионе. Неужели все эти усилия окажутся перечеркнутыми?

Не буду пересказывать своими словами все нюансы ситуации в краевом центре. Вот достаточная подробная публикация, которую вы можете сами изучить и сделать выводы.

Отмечу, что во время благотворительного турнира «Сборная – России» экс-чемпион России Александр Рязанцев, постоянный участник этапов Гран-при в Барнауле, перечислил часть своего приза на борьбу с COVID именно барнаульским медикам.

Артем Поломошнов, Александр Рязанцев, Иван Смыковский, Павел Малетин и Андрей Белозеров

На сайте change.org создана петиция в поддержку шахматного клуба, которую на данный момент подписали более 500 человек, среди них известные гроссмейстеры Петр Свидлер, Кирилл Алексеенко, Игорь Лысый и другие. Ожидается открытое письмо гроссмейстеров страны. Приятно, что именитые игроки не остались равнодушными, и вспоминается, как однажды легендарную Веру Николаевну Тихомирову спросили: «Ну, какого черта вы едете в эту глухомань? Да ничего вы не сделаете, ничем вы местным шахматистам не поможете!» На что Вера Николаевна справедливо ответила, что если без боя сдавать участки фронта на периферии, то шахматисты дождутся ситуации, когда последним шахматным клубом в стране остается ЦДШ. И, глядя на приведенную выше статистику, ныне понимаешь, что Тихомирова зрела в корень.

Давайте все вместе поможем нашим коллегам из Барнаула!

P.S. Дорогие друзья! Понимаю, что кого-то могла обидеть статья – не назвал, перепутал школу с клубом и т.п. Напишите мне на dimakrya@mail.ru, и мы сразу исправим недоразумение. Надеюсь, что есть еще, чем похвастать на  российских просторах!

Цель публикации все-таки не в том, чтобы показать, кто лучше, а кто хуже, а чтобы шахматистам в будущем не пришлось играть на улице. Ведь, к сожалению, недостаточно ныне повторять мантру, что шахматы – это лучшая гимнастика ума.

Командный чемпионат азиатских городов