1 июня 2021

Блеск и нищета гибридного отбора

Взгляд очевидца

В 2021 году международные турниры вживую возобновляются. Анонсирована серия Gran Chess Tour, а уже вскоре Сочи принимает Кубок мира. Лучшие шахматисты планеты разыграют призы и поспорят за места в претендентском турнире следующего цикла, но оставалась только одна проблема. Отборочные состязания к этому самому Кубку мира в 2020-2021 годах не состоялись по всем известной и очень печальной причине. В этой ситуации, когда могли сорваться очередные сроки, а границы между странами все еще не открылись, ФИДЕ пошла на нововведение XXI века – решила провести континентальные чемпионаты по так называемому гибриду.

Что такое гибрид? Это примерно как радио-матч СССР – США, или когда Фишер по телеграфу выступал в кубинском Мемориале Капабланки. Шахматисты играют удаленно, находясь под наблюдением арбитров. Только, с одной стороны, ходы сейчас передаются намного быстрее, есть специально разработанная платформа tornello.com, а с другой – никуда не делась разросшаяся в карантин острая проблема читерства. И поэтому по правилам играть можно только с «авторизованной платформы». Где должны создать меры безопасности, как в аэропорту: с наушником не пройдешь и телефон в туалете не спрячешь.

Проект гибридного отбора вызвал весьма разную реакцию в стане гроссмейстеров. Знаю нескольких известных игроков, которые даже писали письма президенту ФИДЕ Аркадию Дворковичу с просьбой не губить бедные шахматы. Но выхода, увы, не было, и сроки поджимали. Инициативная группа под руководством Евгения Постного опубликовала коллективное письмо с требованием не обсчитывать соревнование – международная федерация пошла здесь навстречу игрокам.

Ряд шахматистов открыто заявили, что не верят в меры безопасности, да и вообще им жалко старую добрую игру, которую они не хотят смешивать с киберспортом. Наиболее занятным получился подход в семье известных гроссмейстеров: Рауф Мамедов с друзьями очень жестко выступил против гибрида, а его супруга Наталья Букса в итоге турнир сыграла. Как поседевший на своей работе шахматный муж отношусь к решению Рауфа с пониманием и ни в коем случае не бросаю камень в его сторону.

Увы, многие страны банально не смогли организовать авторизованную площадку с хорошим интернетом, античитерскими мера и приглашенным арбитром из другой страны. В итоге достаточно большое количество сильных гроссмейстеров не смогли принять участия в отборе. Из полусотни европейских стран на старт выходили гладиаторы лишь из трех с половиной десятков.

Изначально планка прохода в отбор стояла на уровне 2600 плюс номинанты федераций, но быстро стало понятно, что аншлага не будет. И тогда, насколько мне известно, Ассоциация шахматных профессионалов с ее президентом Александром Чоловичем попросила понизить проходной рейтинг – в опубликованном положении он составлял 2550 пунктов Эло. В Кубок мира из европейского отбора квалифицировались 36 человек. Простые смертные должны были пройти три круга по нокаут-системе. Боги и полубоги с рейтингом за 2650 начинали со второго.

36 счастливчиков в последний день разыгрывали призы состязания в швейцарке с ускоренным контролем времени. Почему именно 36? Обычно в каждом из чемпионатов Европы разыгрывается 23 путевки. 23+23=46. Из них 36 отдали в отбор, а 10 сильнейших шахматистов Старого Света по рейтингу получили свои места автоматически.

В России изначально намечались три авторизованных центра, но когда в Казани заявились лишь два участника, число площадок снизилось до двух – Москва (ЦДШ на Гоголевском) и Санкт-Петербург (клуб «Медный всадник»). Ввиду того, что в столице на турнире присутствовали мои коллеги Владимир Барский и Этери Кублашвили, ваш автор решил для полноты картины сыграть из города на Неве.

В клубе на Саперном сделан хороший ремонт, «Медный всадник» находится на станции метро «Чернышевская» в самом центре города, и, в целом, обстановка мне очень понравилась. Главным судьей здесь назначили международного арбитра Хусана Турдиалиева из Узбекистана. Ему помогали самый титулованный петербуржский рефери Игорь Болотинский и молодые судьи-специалисты по техническим решениям. Одним из них, например, был Леша Савельев – сильный мастер, игравший в Премьер-лиге чемпионата России за вторую команду Петербурга. Второй – тоже известный российской публике судья Алексей Никитин.

Елена Половина и Александр Прохоров - в Москве тоже собралась мощная судейская бригада

Все лишнее со столов убрать, досмотр сканнером, вышел в туалет – опять сканнер, вернулся в зал – и снова с ног до головы. Причем, как вам, наверное, известно, Хусан Турдиалиев – отставной генерал службы безопасности своей страны, и видно было, что досматривал он как настоящий профессионал. Иные арбитры проведут металлодетектором там-сям с несчастным видом, как бедолаги в торговых центрах, которых Роспотребнадзор заставляет мерять температуру посетителей. Нет, тут главный арбитр действовал с толком, чувством и расстановкой. Интересно, а во всех ли зонах так было? Европейский отбор прошел без особых скандалов и подозрений, хотя гроссмейстеры иногда любят обсуждать, что вот, наши южные друзья как некогда в Аэрофлоте-B или интернет-турнирах периодами демонстрируют феноменальную игру. Но в отличие от азиатского отбора, где читерское разбирательство по итогам турнира только начинается (сразу по его окончании участники подняли вопрос на странице генерального директора ФИДЕ Эмиля Сутовского), европейское состязание закончилось с совершенно иными эмоциями, нежели иной Title Tuesday на chess.com.

Контроль времени составлял два часа на партию плюс 30 секунд на ход. На самом деле, достаточно тяжелый контроль, что порой заставляло потеть на торнелло порядка 5-6 часов. Рядом со своим компьютером, в который подсоединялся шнур с выделенной оптико-волоконной линией, можно было расставить шахматы и играть на них (но, разумеется, не двигать фигуры, анализируя позицию). Видеоконференция в Zoom, демонстрация экрана – остальное как обычно. При счете 1:1 бойцов ждали две дополнительные партии в рапид и потом уже «партия смерти».

В первом же круге выяснилось, что пятеро иностранных участников по разным причинам не смогли принять участие. Во втором не сыграл россиянин Евгений Наер. Говорят, в американском отборе 23 заявленных игрока в итоге оказались оффлайн, так что в сравнении с ними это не такая большая цифра. Но забавно, что перед первым туром мы с моим одноклубником Максимом Чигаевым пошли выпить кофе, а вернулись – оказалось, что мой молодой румынский визави Джордж Столериу и опытный гроссмейстер Хединн Стеингримссон, которого ждал Макс, на связь не вышли. Полчаса мы слонялись по игровому залу, смотрели другие партии, потом нас отпустили домой с победой. Игорь Болотинский поведал, что легко отделались – в Канаде в такой ситуации арбитр заставил Батора Самбуева сидеть все два часа, пока время соперника не истечет.

Пришлось появится на Саперном и на следующий день. Мне сказали, что соперник не придет, Чигаеву вообще ничего не написали. Турдиалиеву и Болотинскому главный арбитр отбора дополнительной информации не сообщил, и вообще оказалось, что незадолго до начала второго тура главный штаб так и не выяснил, почему не явились эти 5 игроков. Живы-здоровы ли они в целом? Мы соблюли все необходимые формальности, дождались пуска часов и отправились домой готовиться к матчам второго круга.

Не думаю, что турнир вызвал повышенный интерес к квалификации рефери, но порой некоторые вопросы возникали. Например, нам судьи четко сказали: ребята, смотрите chess-results, там по цветам все будет правильно! А некоторые игроки, в том числе Павел Эльянов и другие фавориты состязания жаловались в Фейсбуке: арбитр с уверенностью объявил «белые», а на утро они оказались черные!.. Один мой коллега узнал о верном цвете за 5 минут до партии, но «пока другие часами полируют дебют, он любит женщин, коньяк и гениально играет в шахматы» – на исход матча это не повлияло.

Добавлю, что наверняка всех арбитров подобрали хороших, знающих, но и им не всегда оказывалось легко с различными «кибер-нюансами». Перед Армагеддоном в борьбе за выход в Сочи судья сообщил гроссмейстеру Михаилу Антипову, что на tornello «премувы» не предусмотрены. Каково было удивление Миши, когда в решающий момент соперник Антипова Анте Бркич начал ими пользоваться! Москвич потом посетовал, что плохо играл сам и поэтому уступил, но представляете, а если исход партии решала бы рубка флага?

UPDATE: Со мной связался судейский корпус, заверив - премувов не было! Их отключали программно. Видимо, просто у Бркича tornello по каким-то причинам летал, а у Антипова работал привычно натужно и тяжело...

Мои подарки гибридного отбора на этом не закончились. Оказалось, что чемпион Азербайджана Васиф Дударбейли не смог сыграть в турнире, так как в его стране не была организована гибридная площадка. Посочувствовав приятному азербайджанскому гроссмейстеру в обсуждениях на его странице в соцсетях, я в итоге сыграл с молодым польским мастером Игорем Яником – талантливым, но значительно менее опытным юношей. Однако на этом «халява» кончилась: Иван Чепаринов и на старт вышел, и интернет у него работал отлично, и в целом боролся против меня с большим напором, заслуженно забронировав билет на сочинское направление.

Забавная ситуация случилась во время одного из туров. Игроки пришли, а за 10 минут до начала тура дверь в «Медный всадник» оказалась наглухо закрыта! Что делать? Всем игрокам из Питера засчитают поражение? Однако технический директор местной федерации Сергей Иванович Ковалевский, немолодой, но очень душевный и приветливый человек, мчался через весь город и совершил примерно то, что сделал Николас Кейдж в известном фильме «Угнать за 60 секунд». Реально, за минуту до старта все игроки нашей авторизованной зоны уже разворачивали и настраивали свои ноутбуки.

В решающем круге между собой играли Андрей Есипенко и Александр Шиманов, которые оба выступали за клуб из Санкт-Петербурга. Им разрешили сражаться на настоящих шахматах (остальные игроки смотрели на Андрея и Сашу с завистью и щемящей тоской в глазах). Но бедному арбитру Савельеву в соответствии с правилами пришлось параллельно вбивать ход партии в игровую зону с обоих ноутбуков игроков!

Андрей Есипенко и другие гости "Медного всадника"

Старт турнира прошел гладко, а потом все нюансы гибридных шахмат вылезли на поверхность. Вот Борис Гельфанд неверной мышкой роняет под бой ферзя, но его соперник, молодой словацкий гроссмейстер Йергуш Пехач прощает классика и… все равно выигрывает матч в Армагеддоне. К слову, в Кубок мира Пехач, единственный проявивший невероятное благородство в такой ситуации, не вышел – он проиграл решающую битву третьего круга. И мне кажется, что со стороны ФИДЕ было бы правильно вручить Пехачу премию fair-play за такой поступок.

Я не виню игроков, которые воспользовались шикарным подарком. Тем более, в классику имелась возможность включить опцию подтверждения хода, которая исключала ошибку. А вот уже на тай-брейке начинался забег по минному полю торнелло…

Баадур Джобава после «маусслипа» сумел отыграться и даже выиграть матч у Шимона Гумуларца, а вот Кириллу Алексеенко и Эрнесто Инаркиеву не повезло – их фатальная ошибка напрямую дала путевку в Сочи Михаилу Красенкову и Никите Афанасьеву.

Эрнесто Инаркиев перед стартом

«Это вообще не шахматы, это абсолютно другая игра – такой довод можно было услышать от многих. Игра немножко другая, согласен. Со своей спецификой. С какими-то факторами непривычными, и наоборот, с отсутствием каких-то привычных факторов. Но в целом это, конечно же, шахматы. И результаты турнира это в целом доказывают. Да, есть проблема с маусслипами. Тут необходимо улучшать игровую зону, чтоб уменьшить вероятность подобного. В то же время те, кто добровольно отказались от верификации хода в классику, могут, увы, пенять только на самих себя. В рапиде и блице с этим сложнее. Здесь нужна доработка платформ, но все же надо осознавать, что речь идет о проблемах примерно в 1% партий (UPDATE: возможно, 2% более точная оценка). Это не повальное явление, делающее невозможным проведение гибридных турниров. В то же время я соглашусь, что владение мышкой и наличие бесперебойного интернета не должны определять успешность шахматиста. Думаю, эти факторы удастся совсем минимизировать. Но невозможно рассуждать в вакууме. Весь мир перестраивается – и надо осознавать, что вместе с негативными моментами есть и позитивные» (Э. Сутовский).

«Кстати, не совсем понимаю всеобщего недовольства прошедшим турниром. Да, организаторы явно неудачно выбрали игровую зону. На давно освоенных chess.com и на lichess не было бы такого количества неудачных движений мышкой. Впрочем, и там от подобных погрешностей никто не застрахован. Бывает. Но это не повод говорить, что "это не спорт", "это не спортивный отбор" и т.д. Как раз это спорт в чистом виде! Полная концентрация и точность в движениях – отличительные особенности многих традиционных видов спорта. И в теннисе, и в кёрлинге, и в баскетболе, и в бильярде. И в шахматах.

Никто не станет утверждать, что он первый раз и поневоле взял мышку в руки – все мы потренировались за последние полтора года изрядно. И к столь важному турниру можно и нужно было подготовиться всерьёз» (С. Шипов).

К плюсам отнесу еще следующий факт: когда исключен визуальный контакт с соперником, нельзя выиграть партию из-за того, что ты мазался вонючими мазями, смотрел в глаза сопернику, хрюкал через ход, всячески доставал своего оппонента и пользовался какими-то запрещенными приемами. Чем-то это напоминает чемпионаты по композиции – сидишь и сидишь спокойненько над своей позицией. И нет этих экранов между игроками, будь они неладны.

Гибридный отбор на Кубок мира оказался весьма интересным и творческим экспериментом – о минусах и плюсах судить вам, дорогие читатели. Мои поздравления победителям отбора и судьям, организаторам за их профессиональную работу. Оставляю поклонников игры в сети с их любимым детищем и с огромным удовольствием выдвигаюсь на живые, настоящие турниры черноморского Гран-при.

А вот четыре позиции, которые навсегда будут напоминать нам о гибридном отборе 2021 года.

Б. Гельфанд – Й. Пехач (рапид, 4 партия)



Правильно 16.Qb7!, но ход далекий, и ферзь Бориса Абрамовича упал на поле b4… Пехач предложил ничью, не забирая сильнейшую фигуру.

 

Б. Джобава – Ш. Гумуларц (1 партия)



20.f4?? вместо 20.f3 – Баадур сдался, не дожидаясь любого из выигрывающих взятий соперника.

 

К. Алексеенко – М. Красенков



Вопрос в том, устоят ли черные после 32.h4, дальнейшего марша короля на g4 и f3-f4? Я вырос на статьях Михаила Владимировича на сайте ChessPro.ru, где известный гроссмейстер рассказывал, как пробивать крепость соперника. Но проверки крепости бастионов Красенкова не случилось: 32.h3?? Bхg5 0-1

 

Э. Инаркиев – Н. Афанасьев



После 38.Rc7 связанные проходные белых решают исход борьбы, и матч переходил на Армагеддон, но ладья Эрнесто приземлилась на поле b7…

 

Фото Владимира Барского и Даниила Недоступа

Турнир претендентов