15 сентября 2015

Ничуть не испугали конями Троицкого Валю

Гроссмейстер Гунина в роли отважного тореадора


Пока в теплом Баку идут жаркие бои за попадание в турнир претендентов, а в прохладном Ханты-Мансийске юниоры сражаются за корону принца и принцессы шахматного мира, почти незамеченным в мировой прессе остался любопытный матч, проходящий в Чехии. В нем молодой мастер Тадеаш Крибель (2461) встречается с одной из сильнейших российских шахматисток Валей Гуниной.



Сразу скажу, что чеху непросто. В этой так называемой «Новоборской корриде» именно Валя является тореадором, а ее соперник быком, который получил уже в бок несколько пик – в рапид и в классику. Конечно, уступая «-3», Крибель очень хотел размочить счет (увы, пока этот блог писался, в шестой партии размочил), и казалось, что судьба дает в пятой партии верный шанс это сделать. Белые стояли без фигуры проиграно, но Гунина изобретательно защищалась, значительно сократила количество пешечного материала, и вот что получилось.

 

На доске знаменитая позиция Троицкого, в которой два коня мечтают заматовать неприятельского короля, пользуясь тем, что на доске осталась ненужная слабейшей стороне пешка. Задачи мустангов разделяются: один блокирует пешку, а другой вместе со своим монархом патует неприятельского короля, после чего конь-блокер мчится наносить решающий удар. Наверное, читателю известно, что в теории эндшпиля «кони против пешки» существуют две знаменитые диаграммы: линия советского композитора Алексея Троицкого и линия известного исследователя эндшпиля Карстена Мюллера (указаны поля, на которых блокирована пешка). Мюллер обозначил позиции, где выигрыш возможен, с учетом современного правила 50 ходов.


Линия Троицкого



Линия Мюллера

Совершим небольшой экскурс в теорию. Если не считать труды Алексея Алексеевича, позиция обрела популярность после того, как дважды встретилась в партиях выдающего гроссмейстера Андре Лилиенталя. Андре Арнольдович оба раза играл за сильную сторону – против Джорджа Нормана в Гастинге-1934 и против Василия Смыслова в матч-турнире за звание абсолютного чемпиона СССР-1941. С Норманом расклад был для Лилиенталя идеальный – пешка находилась далеко от поля превращения, однако маэстро поторопился и мат не поставил. Со Смысловым пехотинец белых дошел до h6, к тому же против Андре Лилиенталя сидел крупнейший специалист по окончаниям, – снова получилась ничья.


Легендарный Андре Лилиенталь

Между тем, имелись и обратные примеры. Например, на Олимпиаде 1954 года в Амстердаме в матче Болгария – Канада Милко Бобоцов артистически заматовал при откладывании Федора Богатырчука, а Гидеон Барца в важной партии чемпионата Венгрии (1953) пленил монарха Пала Реши. Позиция еще несколько раз встречалась на высоком уровне именно в Олимпиадах – Кирилл Георгиев показал класс в поединке с Любомиром Любоевичем , а попытка титулованного кубинца Иесуса Ногейраса в партии с Рико Маскариносом оказалась безрезультатной.

В начале 90-х откладывания оказались отменены, в результате чего сильнейшая сторона лишилась возможности не только изучить ночью перед доигрыванием бесценные труды Троицкого и просто попрыгать конями по доске в поисках верного метода. Знаменитых примеров побед множество, в партиях Касымжанов – Лауло, Комаров – Касымжанов  узбекский гроссмейстер показывал свои исключительные познания этого редкого соотношения материала. Причем в первой из них Рустам исполнил всё в рапид! Но чаще снаряды пролетали мимо цели. Известно, что сильный англичанин Мэтью Садлер после партии с Фрисо Найбуром (1999) страшно сетовал, что ему просто не хватило пары ходов до цели – голландца спасло «правило 50».

Чемпион мира ФИДЕ (2004) Рустам Касымжанов

Не думайте, что в данном блоге автор ставит перед собой задачу объяснить многообразие матующих конструкций – это заняло бы слишком много времени и места. Для желающих могу порекомендовать интересную статьюс популярной гостевой Crestbook, где собраны и ссылки на публикации Мюллера.


Что касается Гуниной с Крибелем, то чешскому шахматисту встать в ряд с Бобоцовым, Барцой, Георгиевым и лидером черно-белого Узбекистана не удалось. Отчаявшись, Тадуеш съел последнюю Валину боевую единицу и гонял по доске короля одними конями, естественно, безуспешно. Что вызвало гнев болельщиков в Интернете, которые рассуждали в комментариях о джентльменстве и осыпали хозяина поля упреками. Ваш автор не будет делать каких-то многозначительных выводов из истории, но позицию Троицкого вы на досуге обязательно изучите – очень полезно!


Главная доска Академии шахмат Ханты-Мансийска наглядно показывает масштаб  российской шахматистки


Официальный сайт матча Гунина – Крибель
http://www.nss.cz/nezastavitelni
Турнир претендентов