12 февраля 2014

Не шутите с Владиком!

Юный талант выходит за 2600


На днях завершился самый грандиозный из массовых российских турниров – фестиваль Moscow Open 2014. Сотни детей и родителей, ветераны, любители шахмат, решатели композиций, школьники и профессионалы, – и весь этот праздник в стенах РГСУ. Мало кто из региональных шахматистов никогда не мечтал провести девять незабываемых дней в зимней Москве. Даже когда в глубине души понимаешь, что эти десятки гроссмейстеров с холодными сосредоточенными лицами ни за что в жизни не позволят тебе оказаться в числе избранных, которые в конце концов допускаются в святая святых социального университета – бухгалтерию. Где, предъявив необходимую внушительную папку документов, можно получить заветный приз за вычетом тринадцати, а в некоторых случаях тридцати процентов. Но стоит подумать: «Москва-река, Красная площадь, Александровский сад, храм Христа Спасителя, Гоголевский», как все беспокоящие мысли улетают далеко-далеко...

В последние годы главной изюминкой фестиваля, помимо мощных мужского и женского опенов, стали так называемые турниры «студентов-гроссмейстеров». Конечно, некоторые остряки шутили, что подчас не студентов и не гроссмейстеров оказывается больше, чем попадающих по двум параметрам в необходимую категорию, но согласитесь, что задумка хороша и собираемые составы ей под стать. К примеру, у молодых людей в этом году играли такие известные шахматисты, как Завен Андриасян, побеждавший в чемпионате мира до 20 лет и Кубке России, герой Высшей лиги 2013 года Юрий Елисеев, тайфун из Омска Владислав Артемьев и еще семь молодых амбициозных игроков: Виталий Бернадский, Андрей Стукопин, Владимир Белоус, Дмитрий Гордиевский, Ульви Баджарани, Камил Драгун и Максим Вавулин. Казалось, что предстоит яростная борьба за первое место. Так считали все, но Влад Артемьев решил, что к вершинам рейтинг-листа надо идти эффектно, в стиле Т-34, вырывавшегося на поле брани с эвакуированного в Сибирь военного завода. И просто-напросто набрал 8 из 9-ти.

По ходу турнира на доске лидера творилось просто какое-то колдовство, а многие из противников Владика не вышли за пределы 25-30 ходов. Даже сыгравшие вничью с победителем Стукопин и Бернадский в какой-то момент имели основания серьезно опасаться за свою позицию! Но больше всего мне понравилась встреча с Завеном Грозным, в которой проверялась одна из вариаций знаменитой «ускоренной атаки Раппорта».

З. Андриасян – В. Артемьев
1.e4 c5 2.Nc3 a6 3.g4!?



Ричард Венгерский играл против Домингеса 1.c4 c5 2.Nc3 g6 3.g4!? Идея, запечатленная на диаграмме, тоже не нова – так уже метали пешку g2 Накамура и Вальехо (причем последний дважды), и оба против неслабых противников!Тем, кто будет ворчать и называть всё это антишахматами, могу напомнить слова Ласкера, адресованные Флору в дни матча Алехин – Эйве: «Запомните, молодой человек, это называется расширенное фианкетто!» Однако повторить подвиги Хикару и Франциско гроссмейстеру из Армении не удалось.

3…e6 4. d3 Ne7 5. Be3 Ng6 6. f4 Nc6 7. Nf3 d5 8. Ne2 Be7 9. Bg2 d4 10. Bf2 e5 11. f5 Nh4 12.0–0 Nxg2 13. Kxg2 h5 14. h3 g6 15. c3 Rg8 16. Kh1 hxg4 17. hxg4 gxf5 18. gxf5 Qd6 19. Qd2 dxc3 20. bxc3 b5




Белые полностью переиграны – их король плох, у соперника пара слонов и ясный план атаки. Спастись Андриасяну не удалось. Еще раз посмотрев эту партию, сыгранную на старте турнира, я подумал: не здесь ли кроется секрет конечного успеха омича? Выпад пешкой на g4 оригинален и свеж, но все-таки надо семь раз подумать, перед тем как злить Владика…



Турнир претендентов