15 октября 2012

Жизнь провел на боевом посту

Международного арбитра и шахматного организатора Якова Давидовича Зиндера вспоминают его друзья и коллеги

Год назад ушёл из жизни Яков Давидович Зиндер, президент шахматной федерации Ленинградской области, ветеран Великой Отечественной войны, капитан 1-го ранга в отставке, международный арбитр. Память о нем бережно хранят его близкие, друзья и коллеги. Нынешним летом в Новой Ладоге был организован прекрасный шахматный фестиваль – Мемориал Зиндера. Проходить он будет ежегодно, в первой половине июля.

Инициативная группа, в которую входят С. Быстров, В. Тхоржевский и В. Новиков, приняла решение подготовить к печати книгу-воспоминание об этом замечательном человеке. В книгу будут включены статья Я. Зиндера об Исааке Липницком, шахматные партии, интервью, воспоминания многочисленных друзей, коллег, учеников и даже одноклассника нашего героя. Яков Давидович был знаком со многими выдающимися шахматистами, организаторами, судьями, и авторы книги обращаются ко всем людям, у кого осталась светлая память от общения и совместной работы с этим незаурядным человеком, с просьбой присылать интересные эпизоды, воспоминания, фотографии по адресу: info@bs-chess.com Сергею Быстрову.

***

Предлагаем вниманию читателей отрывок из будущей книги – воспоминания Виктора Лозинского, коллеги и друга Якова Зиндера:

- Познакомились мы с Яшей в 1972 году в Кронштадте. Я находился на учебной морской практике на боевых кораблях Балтийского флота, Яков Давидович преподавал инженерное дело матросам и старшинам, а также руководил шахматным клубом Дома морских офицеров. Мы стали вместе организовывать турниры для матросов, курсантов, офицеров и семей моряков. Выйдя в запас, Яша поселился в Ленинграде, в районе Купчино, и мы с ним оказались соседями. Часто засиживались за шахматами до глубокой ночи и подолгу беседовали. Сплотили нас и совместные длительные командировки.

Яша провел детство в Киеве, он часто вспоминал цветущий Крещатик, школу, родных и друзей. В 1941 году Зиндер поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского в Ленинграде, летом приехал к родителям в отпуск. И тут началась война. На последнем пассажирском поезде он вернулся в Ленинград. Его однокурсники возвращались с практики через Ладожское озеро, попали в жесточайший шторм. Баржа разрушилась, утонули сотни людей – курсанты, офицеры, женщины, дети...

Курсант Зиндер был эвакуирован с училищем в город Правдинск, а после в – Баку. На боевой практике он выходил в море на дизельных подводных лодках в Баренцевом море. После окончания учебы служил на тральщиках, разминировал акваторию Черного моря. Служил и на боевых катерах на Волге в Зеленодольской бригаде, а потом перевелся в Кронштадт.

Мы часто вместе судили турниры: Яша – в должности главного арбитра, я был его заместителем или главным секретарем. Помню наше судейство в Армавире. Власти города прекрасно организовали детское соревнование «Белая ладья». В те времена шла ожесточенная гражданская война на Северном Кавказе, поэтому трудно было найти добровольцев для судейства. Яков Давидович согласился стать главным арбитром, я – его заместителем. Участвовали дети из кавказских республик Южного Федерального округа. Все прошло блестяще. Министр спорта Армавира и местные власти предоставили зал Дворца культуры в центре города, обеспечили детям дополнительное питание – арбузы, дыни, сливы. Спорт объединяет людей. Но не всё оказалось так просто. В гостинице дежурили вооруженные автоматчики и представители спецслужб. В заключительный день умер судья из Москвы: то ли его убили, то ли случился сердечный приступ… Мы разъезжались по домам с железнодорожной станции Армавир-2. Через некоторое время на этой станции террористы взорвали бомбу, и погибло много невинных людей. Страшно подумать, но мы там ежедневно гуляли, заказывали билеты, жили буквально в десяти шагах, дети с телефонного автомата вокзала звонили домой… Вообще, Яков Давидович всегда очень внимательно относился к сохранению жизни и здоровья детей и всех участников соревнований; наш военный опыт позволял это делать профессионально и тонко.

Яша был душевным человеком. Порой жестким, бескомпромиссным, гневным, но зла не помнил. Находил общий язык со всеми: от шахматистки-девчонки до Карпова, Каспарова, Гаприндашвили, Жукова, Илюмжинова…

В шахматном клубе Кронштадта. Второй слева – международный судья А. Лившиц, направо от него член президиума РШФ Я. Зиндер, затем гроссмейстер Ю. Авербах и два капитана боевых кораблей


Когда Яша переехал из Кронштадта в Ленинград, то стал руководить шахматным клубом в матросском клубе на площади Труда, а я – шахматным клубом в Главном Адмиралтействе. В Ленинградском Доме офицеров Яша организовал первенство Вооруженных сил и Военно-морского флота по шахматам. Играли офицеры, курсанты, рабочие, служащие, преподаватели.

С началом перестройки, «перестрелки», реформирования весь старый, можно сказать – чигоринский шахматный облик Петербурга, армии и флота незаметно и тихо оказался разрушен, закрылись многие шахматные клубы города. К сожалению, ничего с этим нельзя было поделать. Мы удивлялись узколобости людей, пожалевших крошечных финансовых вложений на обычный шахматный инвентарь в Вооруженных силах для своих солдат и матросов, их семей и жителей города…

Яков Давидович долгие годы работал председателем шахматной федерации Ленинградской области, провел множество соревнований на самом высоком уровне. Его работу поддерживал губернатор Ленинградской области Валерий Павлович Сердюков, который несколько раз даже приходил на заседания областной шахматной федерации. Также у Зиндера сложились хорошие деловые отношения со спортивными работниками Госкомспорта и Минобразования России. При активном участии Якова Давидовича в 2002 году была проведена первая летняя спартакиады учащихся России.

Мой друг Яша умер на боевом шахматном посту, как морской офицер в море на боевом корабле при тралении мин противника. Последние десять партий мы сыграли у него, на 12-м этаже дома на Комендантском проспекте в конце августа 2011 года. Хозяин дома угостил меня борщом, который сварила его жена Аллочка. На второе – мясо с картошкой. Выпили по бокалу домашнего вина. За все годы знакомства только по большим праздникам мы с Яшей позволяли себе выпить рюмку-две коньяка, бокал шампанского или вина. Это тоже сближало нас в дружбе, и тем самым мы показывали пример молодежи.

Память о людях надо хранить вечно. В городе Кингисепп Ленинградской области ежегодно проводится Мемориал Василия Павловича Антонова. В городе Кириши гроссмейстер Геннадий Несис проводит турнир в память о Ване Сомове. Я предложил организовать также турнир ветеранов памяти Якова Давидовича Зиндера. 

Яков Зиндер был неизменным главным арбитром турнира "Юные звезды мира" в Киришах


Юрий Авербах, гроссмейстер:

– С Яковом Зиндером мне приходилось много раз встречаться на заседаниях и съездах РШФ. Он проявил себя знающим, авторитетным организатором шахматной жизни Санкт-Петербурга и Кронштадта, принимал самое активное участие в организации шахмат в Российской Федерации. Однажды мне посчастливилось посетить Кронштадт и испытать гостеприимство Якова Давидовича.

Командный чемпионат азиатских городов