4 июня 2015

Светлана Харитонова: «Белая ладья» стала для меня толчком в жизни

Беседа капитана команды кишиневского лицея имени Н.В. Гоголя с главным редактором сайта РШФ Владимиром Барским

«Белая ладья» дарит удивительные встречи. Позвонил главный судья Владимир Стараторжский и заинтриговал: «Для вас есть замечательный собеседник: победительница самого первого финала, 1969 года!» В прошлом году Россия и Молдова подписали соглашение о совместном проведении «Белой ладьи», и сейчас Светлана Константиновна приехала в Дагомыс в роли капитана кишиневской команды:

– В девичестве я была Влодова – именно под этой фамилией выступала в первом финале «Белой ладьи». Училась тогда в шестом классе школы № 56 города Кишинева. У нас была чудная команда, которую тренировал Илья Самуилович Мосионжик. Он сейчас живет в Москве, дай бог ему здоровья! Мы довольно часто встречаемся: когда я приезжаю судить Moscow-open, он обязательно приходит на турнир.

В 1969 году мы победили на республиканских соревнованиях и поехали на финал Всесоюзного турнира «Белая ладья», который проходил в Москве во Дворце пионеров на Ленинских горах. Нас разместили в гостинице стадиона «Лужники»; в одном номере с нами жила Майечка Чибурданидзе, тогда еще совсем маленькая девочка. Правда, она в турнире не играла, а просто приехала вместе с мамой и с грузинской командой.

Конечно, многое уже стерлось из памяти, но хорошо помню, что в последнем туре мне обязательно надо было выиграть. Мне это удалось, и мы стали победителями!

Нам вручили большой и очень красивый кубок в виде шахматного короля. Годы спустя я пыталась разыскать этого короля, но так и не смогла выяснить, куда же он «убежал»... На открытие и закрытие финала приходили гроссмейстеры – Василий Васильевич Смыслов и Юрий Львович Авербах. В аэропорту Кишинева нас встречали с оркестром, фотографии напечатали во всех газетах!

«Белая ладья» стала для меня толчком в жизни. Ребенок в 6-7 классе редко задумывается над тем, кем он хочет стать. А этот турнир помог мне выбрать свою дорогу: я осталась в шахматах. Окончив школу в 1972 году, стала работать в шахматном клубе, параллельно с работой окончила кишиневский педагогический институт. Играла за «Локомотив» в одной команде с Борисом Васильевичем Спасским, Львом Абрамовичем Полугаевским; на женских досках у нас были Валентина Борисенко и Нина Медяникова, а я – на девичьей. Тренировал команду Игорь Захарович Бондаревский; однажды он занимался с нами целый месяц на сборах в Обнинске. За одесско-кишиневский военный округ выступала в одной команде с Владимиром Тукмаковым и Михаилом Подгайцем. А потом я вышла замуж, и муж сказал: «Хватит тебе играть в шахматы!» Я сейчас внучке своей говорю: «Не надо рано выходить замуж, подожди!» (смеется). Но ничего, зато у меня взрослые дети, взрослые внуки, куча детей-учеников, и это очень хорошо!

Среди моих учеников были чемпионы Молдовы, участники первенств мира и Европы. Может быть, слышали такую фамилию – Маша Бутук? У меня она дошла до кандидата в мастера, потом занималась у Вячеслава Словиняну, а затем переехала в Питер, была чемпионкой России до 16 лет. К сожалению, из-за проблем в семье ей пришлось отказаться от карьеры игрока; сейчас Маша работает тренером, у нее множество учеников.

Также я судила соревнования самого разного уровня, в том числе шахматные Олимпиады; в 1996 году мне присвоили звание международного арбитра.

Тромсе, август 2014 года. Президент ШФ Молдовы Игорь Додон и президент РШФ Андрей Филатов только что подписали соглашение о совместном проведении "Белой Ладьи"


…В прошлом году наш президент шахматной федерации Игорь Николаевич Додон вернулся с Олимпиады в Тромсе и рассказал о соглашении с РШФ: мы будем проводить республиканский турнир «Белой ладьи», а победители поедут на финал. Тут мы засучили рукава, и моя команда победила – уж очень мы хотели поехать! Наша команда – это кишиневский лицей имени Николая Васильевича Гоголя, 10 лет мы там проводим шахматный всеобуч. У нас чудный директор – Таисия Васильевна Аникьева. Я пришла в лицей в качестве бабушки своей внучки и стала на общественных началах проводить у нее в классе шахматный урок. Таисия Васильевна, узнав об этом, предложила мне организовать в лицее шахматный всеобуч. Нам выделили прекрасный класс. Гроссмейстер Виорел Бологан реализовал в Молдове несколько шахматных программ, и с помощью ФИДЕ нам удалось оборудовать по всей республике 45 шахматных классов. Нам выделили прекрасные столы, шахматы, часы, два компьютера и телевизор!

– Помню, Виорел рассказывал мне о программе развития шахмат в сельских школах Молдовы…

– В Кишиневе оборудовали всего два таких класса, остальные – в сельских школах. Я упросила Виорела, сказала, что нам очень надо! Теперь у нас отличные условия для работы. Веду занятия в первом и втором классах, один раз в неделю. Плюс к этому три раза в неделю дополнительные занятия после школы.

В первом классе дети знакомятся с шахматами, к концу года могут ставить мат в один ход, играют между собой. К концу второго класса у них уже есть возможность выполнить третий разряд. Но не выше, конечно: 36 часов в году – это слишком мало. А те, кто ходят на дополнительные занятия, конечно, растут. Все четверо, кто играют за нашу команду, пришли из всеобуча; шахматы им понравились, они сейчас занимаются с хорошими тренерами.

– Кто были ваши основные конкуренты в республиканском отборе?

– Очень неплохая команда была из города Бельцы, а также из небольшого городка Фалешты. Работа в республике идет, есть энтузиасты! Вначале благодаря Бологану 100 сельских школ получили «начальное оборудование»: шахматы и часы, а потом уже лучшие из них – те специализированные классы, про которые я говорила. Виорел молодец, мы ему очень благодарны.

– В советские годы Молдавия была пионером шахматного всеобуча. Как это все начиналось?

– У нас был замечательный организатор Федор Федорович Скрипченко; к сожалению, он уже ушел из жизни. Мы у него многому научились, и даже сейчас, когда что-то организовываем, часто задаем друг другу вопрос: «А как бы тут Федорович поступил?»

Так вот, в 1982 году ему удалось через министерство образования республики провести приказ о введении в школах шахматного всеобуча. В 1982 году начали эксперимент на базе школы № 13 Кишинева, а потом это хорошее дело пошло по всей республике. Его дочь Эльмира Скрипченко, кстати, прошла через этот всеобуч. К сожалению, в начале 90-х было не до шахмат, но в 1999 году эта идея снова стала набирать обороты. Председателем федерации стал Серафим Урекян, он был тогда мэром Кишинева, потом его сменил Игорь Додон. Сейчас шахматы в Молдове пользуются авторитетом.

Игорь Додон – лидер партии социалистов, но шахматы совершенно не политизирует. Просто он их очень любит, и коллеги-политики даже называют его «Шахматист». В 2009 году к нам приезжала Эльмира Скрипченко и проводила сеанс одновременной игры для политиков. Мы затащили тогда на это мероприятие и президента страны, и министров. Они обращались к Игорю Николаевичу: «Ну, Шахматист, рассказывай, как нам играть!»

– Где ваши друзья-товарищи по «Белой ладье» 1969 года?

– Все уехали из республики, и с шахматами никто из них свою жизнь не связал. Кстати, наша школа была чемпионом «Белой ладьи» и в 1970 году, но мне уже исполнилось 15 лет, и за нас играла другая девочка – Нона Гольштейн. Сейчас у нее фамилия Поляк, она живет в США и работает шахматным тренером. В 1974 году Федор Скрипченко повез на финал команду школы № 29, и они тоже заняли первое место. Так что Кишинев три раза выигрывал финал «Белой ладьи»!

– Интересно, как сейчас выступит ваша команда!

– Тут собрались очень сильные ребята. Я посмотрела: хорошая команда из Санкт-Петербурга, из Армении – много сильных команд. У нас в школе была хорошая девочка, но несколько месяцев назад родители перевели ее в молдо-турецкий лицей. Мальчики у нас неплохие, с рейтингом порядка 1800, а девочка еще маленькая, всего год у меня занимается.

Светлана Константиновна Харитонова и ее ученики


– Какие у вас учебники для всеобуча?

– Очень хорошую программу составил Виорел Бологан вместе с московским тренером Евгенией Кучумовой. Правда, она рассчитана на 24 часа, но мы дополняем ее практическими занятиями. Программа была написана на русском языке, а ее перевели еще на молдавский. Любой учитель физкультуры, немного умеющий играть в шахматы, может обучать детей по этой программе, и их потом не придется переучивать. Программа замечательная! Лично я работаю по ней, как и многие мои коллеги.

В Москве я купила несколько компьютерных программ для детей. Когда объясняются ходы, то фигура там не просто ходит, а где-то обходит мухоморы, где-то есть клубничку. Дети у меня уже умеют ставить мат в один ход, а все равно кричат: «Светлана Константиновна, поставьте нам клубничку!» Все эти анимационные моменты им очень нравятся.

– Вы преподаете только в лицее?

– Нет, мое основное место работы – это шахматная спортшкола, где у меня две группы, причем на 90 процентов они состоят из учащихся лицея имени Гоголя. Также работаю в шахматном клубе и в федерации.

– Это городской клуб?

– Республиканский. В конце 70-х или в начале 80-х годов секретарь кишиневского горкома КПСС Владимир Киктенко, большой любитель шахмат, на каком-то совещании в Москве познакомился с Анатолием Карповым. Киктенко пригласил Карпова в Кишинев, а он ответил: «Я с удовольствием приеду к вам на открытие нового шахматного клуба!»

Наш клуб находился тогда в полуподвальном помещении – две небольшие комнатки плюс гардеробная; тем не менее, там проходило множество соревнований. Директором был Скрипченко; он бомбардировал горком и исполком письмами с просьбой предоставить новое помещение. И вот Киктенко после знакомства с Карповым дает такое указание. Нашли замечательный особняк, памятник архитектуры, в самом центре города. Николай Попов, известный ныне телекомментатор, работал тогда у нас инструктором-методистом. Его срочно отправили в командировку по всему Союзу – посмотреть, как оборудованы лучшие шахматные клубы. Он побывал в Риге, в Москве, в Ереване, в Тбилиси… После его доклада архитекторы составили план капитального ремонта, в 1984 году клуб начал работу, а в 1985-м Анатолий Евгеньевич приехал к нам на официальное открытие. Когда Анатолий Евгеньевич бывает в Кишиневе, – а в последние годы он приезжает к нам довольно часто, он любить вспоминать этот эпизод. И вот уже 30 лет клуб у нас существует: небольшой, всего 300 кв. м, но очень уютный.

– Не пытались его отобрать?

– Конечно, пытались! Трижды: в начале 90-х, в середине и в конце. С большим трудом, но удалось его отбить. С тех пор, тьфу-тьфу, нас не трогают.

…Не заболтала я еще вас? Молодцы, что организовали такой замечательный турнир. И место шикарное, и продумано все до мелочей! Такой организацией всегда восхищаюсь, поскольку знаю, что это очень непросто. Спасибо!

 

Фотографии Владимира Барского

Турнир претендентов