20 апреля 2018

Дефицит единиц и нулей

Второй тур Мемориала Вугара Гашимова – в репортаже Этери Кублашвили

День второго тура в Шамкире начался с познавательной поездки. Движущая сила всех турниров в Шамкире Оджат Ассадулаев любезно согласился сопроводить в Музей истории и этнографии и в лютеранскую кирху Нону Гаприндашвили, съемочную группу «Матч ТВ» в лице Эльмиры Мирзоевой и Антона Скрыпника, а также вашего корреспондента. Не каждый день выпадает возможность пообщаться с легендой шахмат на фоне исторических экспонатов, да и репортаж из церкви – тоже редкость.

Ноне Терентьевне не привыкать общаться с телеканалами, ведь к ней всегда было приковано пристальное внимание прессы. Она всегда готова о чем-нибудь порассуждать, рассказать что-то из своей богатой биографии и высказать свое мнение по разным вопросам. Вот и в этот раз Нона Гаприндашвили не изменила себе: была предельно естественна и открыта, поведала много интересного. 

Пятой чемпионке мира очень нравится в Шамкире, а из-за заоблачного уровня турнира и участия выдающихся шахматистов она осталась тут на пару дней вместо того, чтобы уехать сразу после открытия. Крайне высоко она оценивает Магнуса Карлсена, ведь он столько лет на вершине! При этом она считает, что на футболиста он не похож, а об этом виде спорта она знает немало и может говорить часами. А что касается шахмат высокого уровня, то, конечно же, с приходом компьютера все изменилось, но, как и раньше, шахматистам крайне важны физика и нервы. Сама Нона Гаприндашвили каждое утро делает зарядку, любит играть в настольный теннис и бильярд. 





Возвращаемся в турнирный зал. Первый ход в партии Карлсен – Навара сделал племянник Вугара Гашимова Ханлар Аллахвербиев.



Менее часа играли Сергей Карякин и Дин Лижэнь: соперники вели дискуссию в итальянской партии. В миттельшпиле нашлось место захватывающей тактике, но после всех ударов и контрударов позиция упростилась, и вскоре последовала ничья повторением ходов. Вне всякого сомнения, такая ничья черными не могла не порадовать китайского гроссмейстера, который, как мы помним, обидно упустил выигрыш в первом туре.

Дин Лижэнь признался, что когда-то давно готовил этот вариант, поэтому за доской ему надо было только его вспомнить. Так что эту форсированную линию он знал.

Также китайский гроссмейстер, который в Шамкире находится впервые, отметил, что все очень хорошо организовано. Времени погулять у него еще, правда, не было. Зато он отметил большое количество машин, которые в любое время готовы отвезти всех участников куда угодно, а также сказал, что ему нравится отель, хоть он и не такой огромный, как большинство гостиниц в Китае. 

Про ничью в партии Раджабов – Мамедов мне рассказал гроссмейстер Анар Аллахвердиев, комментирующий на азербайджанском языке:

- Эта линия в славянской защите была очень популярна, она хорошо изучена. Данное продолжение встречалось в матче Крамника и Топалова. Рустам Касымжанов выпустил видео про этот вариант; он считает, что там у белых преимущество. В партии же Рауф провел правильный маневр Nb8-c6, зафиксировал все, как положено. Теймур пытался использовать так называемое преимущество двух слонов, но Рауф четко отразил все угрозы, разменял одного из слонов соперника и в конце провел правильный удар 29…Bd1. После упрощения позиции последовало соглашение. В целом, получилась закономерная, но боевая ничья. 

Радослав Войташек и Шахрияр Мамедьяров провели относительно спокойную партию в каталоне, где польский гроссмейстер применил редкий ход, по всей вероятности, в попытке избежать попадания на теоретическую подготовку. На выходе из дебюта у белых было поприятнее, но черные очень точно защищались. Как отметили оба гроссмейстера, белым, вероятно, стоило сохранить ферзей, и у них еще могли оставаться некоторые шансы "выжать" из этой позиции нечто большее. А после размена черные решили поставленные перед ними проблемы и добились уравнения. Ничья троекратным повторением последовала после 31-го хода черных.  

И чемпион мира пока не может одолеть ничейную эпидемию. Давид Навара избрал защиту Каро-Канн, которую применяет нередко.  

В своем комментарии для нашего сайта Магнус был краток: «Думаю, сначала у меня был перевес, затем я его упустил, и у меня не стало перевеса. Наверное, я недооценил его контригру». 

Давид рассказал о партии более «цветисто»: «В дебюте Магнус добился преимущества, поскольку я где-то небрежно сыграл. Я остался с худшей пешечной структурой, и к тому же у соперника были два слона. Но он сыграл не совсем точно, что позволило мне провести прорыв в центре, после чего мне удалось уравнять и удержать ничью». 

А вот выиграть мог Веселин Топалов, игравший с Анишем Гири. В английском начале белые применили нетривиальный план с длинной рокировкой, на что черные отреагировали пешечным наступлением на ферзевом фланге. Белые довольно быстро пресекли игру противника и заняли полуоткрытую линию «а», в то время как соседнюю вертикаль взяли под свой контроль черные. 

 

В. Топалов – А. Гири

 


В этой позиции черные сыграли несколько импульсивно: 30…a4? 

Сам Аниш этот ход покритиковал после партии. Сильнее было 30...Qc6 31. Nxa5 Qe8 или 31...Qe6 с неплохой компенсацией за пешку, поскольку фигуры белых выглядят немного неуклюже, сгрудившись по линии «а», и пешка на b3 доставляет им неудобства.

В партии последовало 31. bxa4 Rb4 32. Rb1! 

Этот ход соперника Аниш оценил по достоинству. Вскоре белые выиграли качество, и единственным шансом черных стали прыжки ферзем и конем вокруг белого короля. Их стратегия увенчалась успехом: контрольным ходом белые допустили ошибку.

 


 

40. Rd1? 

Больше шансов на победу оставляло 40. Rf2, а в партии после 40…Qe2+ 41. Kb3 Nd4+ черные вернули материал, и вскоре партия прибилась к ничейной гавани.



После двух туров все участники идут вровень; такую плотность в наши дни нечасто увидишь. В третьем туре сыграют: 

Гири - Раджабов, Дин Лижэнь - Топалов, Мамедьяров - Карякин, Навара - Войташек, Мамедов - Карлсен.  


Командный чемпионат азиатских городов