9 декабря 2017

Читайте книжки, господа

Шестой тур Суперфиналов – в репортаже Этери Кублашвили

После выходного дня в Музее политической истории с новой силой развернулись баталии Суперфиналов. 

Лидер мужской гонки Владимир Федосеев проиграл Владимиру Малахову. По словам Малахова, он всю жизнь играл вариант Чебаненко, но по ряду причин секундант запретил применять его в партии с Федосеевым. «Мне пришлось учить новый дебют. Очень помогла книга Константина Сакаева, потому что там у него все очень хорошо описано. Собственно говоря, позицию из партии я видел вчера в книжке, и сегодня вариант тоже повторял», - рассказал Владимир М.

У гроссмейстеров получился очень острый вариант, где на 16-м ходу возникла такая позиция:

 

В. Федосеев – В. Малахов

 


 

До поры до времени соперники успешно маневрировали, но, видимо, Владимир Ф. был настроен на очередную победу и несколько переоценил свои шансы.

 


Владимир Малахов: «Я думаю, это ключевой момент партии. Скорее всего, белым следовало ходить 27.hxg6. Конечно, этим ходом соперник как бы заявляет, что он уже ничего не хочет, потому что при пешке на h5 у него сохраняется возможность позадавать вопросы после h6. А после взятия на g6, скорее всего, получается ничья». 

После 27. Kxb2 Rc3 28. Qd4 Rd3 29. Be2 у черных нашёлся сильный ход 29…Qxh5!, и у них появились весомые шансы на перехват.

Владимир Малахов: «После потери пешки h5 у белых уже довольно неприятная позиция, потому что при четырех пешках против одной на фланге вопрос лишь в том, выиграю я или не выиграю. Причем издалека я не видел взятия на h5. Затем мне удалось в хорошей редакции напасть и забрать еще и пешку на g2, а четыре пешки иногда даже против ладьи удачно борются, не то что против слона. Однако, в целом, трудно было представить, что с ладьей на f8 и бегающим ферзем черные смогут поставить какие-то проблемы». 

Федосеев отчаянно оборонялся, но спастись ему так и не удалось.

Евгений Томашевский и Сергей Волков также разыграли «славянку», где белые постепенно наращивали свой перевес, захватывая пространство на обоих флангах. По всей вероятности, черным следовало просто стоять, как бы противно это ни было, потому что в попытке немного развязаться они ослабили свой ферзевый фланг, после чего пешка c6 стала уязвимой. Консолидировав свои силы, белые сороковым ходом нанесли решающий удар:

 

Е. Томашевский – С. Волков

 


 

40. Bxc6! Rc8 41. Bxb7 Rxc5 42. dxc5 Qd1+ 43. Kg2 Nd7 44. Bf3 Nxc5 45. Rb8+ Kg7

Помимо материального перевеса, на руку белым и положение черного короля, попавшего в матовую сеть. 


 

46. Ng4 Nd7 47. Rb7 Nc8 48. Rxe6 Qd2 49. Re2 Qd6 50. Re8 Ncb6 51. Nh6 Черные сдались.

     

Партия Матлаков – Витюгов в защите Нимцовича развивалась идентично блиц-поединку Иванчук – Со (Лёвен, 2017) и завершилась вничью повторением ходов.

Санан Сюгиров и Даниил Дубов вели дискуссию в варианте защиты Грюнфельда, где черные отдают пешку с5 с достаточной компенсацией. Белый король застрял в центре, и черные четкой игрой поддерживали динамическое равновесие, постоянно угрожая вторжением своего ферзя в неприятельский лагерь. Партия завершилась вничью повторением ходов.

Также в Грюнфельде развивались события партии Рязанцев – Свидлер, которая также закончилась вничью.

Интересен рассказ Петра об этом дебютном варианте: «Я слышал, что есть идея называть эту линию именем Свидлера, но  я бы лучше окрестил ее вариантом Витюгова - Матлакова. Не хочу брать на себя никакую ответственность, потому что на турнире претендентов в Лондоне я за полчаса до партии с Борисом Гельфандом пришел в номер к ребятам и сказал: «Со всем репертуаром все понятно, а что мы делаем на Грюнфельда?» Никита на меня посмотрел игриво и говорит: «А что, если пойти 5. Bd2, и на 5…Nb6 - 6. e3 и 7. f4?» Я посмеялся в голос и спросил, не сошел ли он с ума. На что мне было предложено посмотреть хотя бы две минуты, а потом смеяться. Я за две минуты не смог это опровергнуть и, поскольку идей было совсем ноль, сыграл этот вариант в партии. К 15-му ходу у меня было выиграно «в строчку». Партию я не выиграл, и с этого, собственно, началась моя черная полоса в Лондоне. Тем не менее, дебютный эксперимент удался, и мне кажется, что сейчас это центральная линия после 5.Bd2. Более того, я уже успел в ней проиграть черными Рустаму Касымжанову на этапе Гран-при.

В партии с Александром Рязанцевым я черными избрал абсолютно центральную линию этого варианта. Более того, у меня было видео на эту тему, где я это продолжение «дощелкал» до какой-то ничьей, когда готовил его. Но, естественно, как эта ничья выглядит, я за доской вспомнить не смог. Думал, после того как я поставил коня на b8, у меня должна быть очень привлекательная позиция. Но проблема в том, что если он консолидируется и начнет фигуры подменивать, то у меня, по сути, нет пешки. А у белых нет слабостей, пешку c5 они аккуратно защищают, и возникает ситуация, где красавцы черные слоны на b7 и g7 стреляют немножко в пустоту, и черным очень сложно создать контригру.

 

А. Рязанцев – П. Свидлер

 


Думаю, что это критический момент. Видимо, когда Саша ходил здесь 20. Rfe1, он думал над идеей пойти 21. Nd3, но не мог понять, что делать на 21…Nf6. Как шахматист культурный, он рассматривал выпад конем на е5, а вместо этого можно было пойти 22. Nb4 и на следующем ходу съесть пешку на а6. И это меня страшно тревожило. Но вместо этого он на 20…Rab8 сделал культурный ход 21. Be3, и я успел перестроиться путем 21…Qc7 и 22…Bc6. После этого мне казалось, что у меня порядок, и более того, в заключительной позиции я половину времени потратил на то, чтобы найти какой-то способ не повторять ходы в позиции без чистой пешки, потому что мои фигуры настолько красиво стоят, что, казалось бы, у меня должна быть компенсация больше, чем просто на ничью. Но я не нашел абсолютно ничего, у меня оставалось меньше 10 минут, и я принял практическое решение. В общем, партия интересная, но неплохо все-таки помнить, что записано в собственном видео». 

Эрнесто Инаркиев, который 9 декабря празднует день рождения, оказался на грани поражения в партии с Евгением Романовым. В ферзево-слоновом эндшпиле он отдал фигуру, рассчитывая на силу своей проходной. Однако события стали развиваться совершенно не оптимистичным для именинника образом, и в один момент он просто проигрывал: Евгений мог начать "толкать" свою проходную, и белым пришлось бы несладко. Но оба соперника играли на секундах, поэтому взаимные ошибки были неизбежны: в итоге партия завершилась вничью повторением ходов. 

У женщин миром разошлись лидеры гонки Ольга Гиря и Валентина Гунина. Соперницы разыграли защиту Нимцовича, где белый король лишился рокировки, а фигуры остались стоять на f1 и g1. Правда, его визави также оказался открыт всем ветрам, а белая ладья уже начала вылазку через h3. В середине партии чаша весов склонилась на сторону черных, которые начали беспокоить белого монарха и выиграли пешку, но в позиции, полной тактических ресурсов, Валентина «позволила» коллеге по сборной поставить себе вечный шах. 

Александра Горячкина белыми буквально разгромила Оксану Грицаеву, реабилитировавшись после поражения в пятом туре.

Анастасия Боднарук победила Алису Галлямову, технично реализовав лишнюю пешку в многофигурном эндшпиле «четыре на три» на королевском фланге.

Наталья Погонина переиграла Екатерину Ковалевскую в миттельшпиле и после тактических осложнений в центре получила две фигуры за ладью. Но Екатерина не собиралась сдаваться без боя, и стадия реализации сильно затянулась. Наталье так и не удалось конвертировать свой перевес, и на 85-м ходу была зафиксирована ничья.

Достаточно спокойно в защите Нимцовича развивались события в партии Овод – Кашлинская, которая завершилась вничью в ладейном эндшпиле. 

Полина Шувалова, играя белыми с Мариной Нечаевой, организовала массированную атаку на черного короля в Каро-Канне и могла огорчить соперницу, но затем сыграла несколько прямолинейно, пройдя мимо хорошего шанса на победу, и в итоге Марина добилась ничьей.

Положение после 6-го тура:

Мужчины:

1. Владимир Федосеев - 4,5, 2. Даниил Дубов - 4, 3-5. Петр Свидлер, Никита Витюгов, Евгений Томашевский - по 3,5, 6-9. Владимир Малахов, Александр Рязанцев, Эрнесто Инаркиев, Санан Сюгиров - по 3, 10. Максим Матлаков - 2,5, 11. Евгений Романов - 1,5, 12. Сергей Волков - 1.

Женщины: 

1-2. Ольга Гиря, Валентина Гунина - по 4, 3-5. Алина Кашлинская, Александра Горячкина, Анастасия Боднарук - по 3,5, 6-7. Наталья Погонина, Марина Нечаева - по 3, 8-10. Полина Шувалова, Евгения Овод, Екатерина Ковалевская - по 2,5, 11-12. Алиса Галлямова, Оксана Грицаева - по 2.

Пары 7-го тура:

Мужчины:

Малахов - Инаркиев, Витюгов - Федосеев, Дубов - Матлаков, Волков - Сюгиров, Свидлер - Томашевский, Романов - Рязанцев

Женщины:

Галлямова - Погонина, Гунина - Боднарук, Грицаева - Гиря, Нечаева - Горячкина, Кашлинская - Шувалова, Ковалевская - Овод

   

Фотографии Этери Кублашвили и Дмитрия Олейникова

Турнир претендентов