9 апреля 2012

Санан Сюгиров: Я всегда играю до конца!

После окончания этапа Рапид Гран-при в Элисте корреспондент сайта РШФ Дмитрий Кряквин с трудом вырвал юного гроссмейстера из объятий болельщиков и успел задать ему несколько вопросов

Санан, поздравляю с победой! Как складывался турнир?

– Спасибо. Турнир складывался невероятно тяжело, я уже во втором туре проиграл Евгении Сухаревой.

Что произошло?

– В какой-то момент перегнул палку. Позиция была примерно равной, я начал играть на выигрыш, уклонился от троекратного повторения позиции и не заметил разящей матовой атаки.

Вообще с женщинами успешно играешь или не очень?

– На самом деле я очень редко с ними играю. А те партии, которые у меня были, складывались в мою пользу.

Ты сражался с Косинцевыми, Костенюк?

– Нет, я встречался в прошлом году с Натальей Погониной, и тогда довольно уверенно выиграл. Но в этот раз…

Женщины взяли реванш?

– Да, можно сказать и так. Пришлось догонять. Но в шестом туре или в седьмом, не помню уже точно, я проиграл Владимиру Белоусу. И два поражения просто не оставили мне выбора, пришлось все остальные партии выигрывать. Турнир у меня очень приличный по составу получился. Удалось обыграть Александра Ластина, Вячеслава Захарцова, Александра Галкина, затем лидировавшего Павла Потапова. Догнать и перегнать, словом!

Когда играешь турнир, и он не складывается, ты всегда веришь в то, что на финише удастся серия из побед?

– Я всегда борюсь до конца.

А может, лучше поступать прагматично: «Не идет игра – я ничью сделаю»?

– Нет, я всегда играю до конца. Иногда это плюс, иногда минус. К сожалению, много проигрываю из-за этого. Поэтому у меня есть перепады в выступлениях. Но зато бывают и весомые победы.

В последнем туре, по-моему, просто половина Элисты собралась в зрительном зале. Это действительно вызывало интерес: два самых знаменитых гроссмейстера Калмыкии, Эрнесто Инаркиев и Санан Сюгиров встретились за доской. Как битва протекала?

– Партия была абсолютно безумная. Изначально Эрнесто захватил инициативу, у него было получше. Потом мне удалось найти несколько точных ходов и перейти в уже равный эндшпиль. И все ж таки потом я зевнул матовую угрозу, мне пришлось пожертвовать качество, и уже было абсолютно безнадежно, но нашелся какой-то абсолютно гениальный трюк. Мне удалось даже перейти в эндшпиль «ладья и слон против ладьи», но там Эрнесто точно защищался.

Внезапно угрожает мат на h2! 

Малыми силами помчался вперед?

– Да. Я даже такого в этюдах не видел, какая-то уникальная матовая сеть сложилась.

А вообще в быстрых шахматах контроль 15+10 оптимальный, или надо по 25 минут играть и прибавку делать меньше? Время быстро заканчивается, и начинаются ошибки, что показывает хотя бы партия с Эрнесто.

– Нет, 15+10, мне кажется, для быстрых шахмат очень хороший контроль. С добавлением всегда правильнее. А 15 минут – нормально. Потому что 25 – это было бы, наверное, много.

У тебя случались ситуации, когда контроль был без добавления, и возникал какой-то неспортивный момент с «рубкой флага» партнером?

– Наверняка в детстве были такие моменты. Но просто я уже настолько давно играю с добавлением...

Некоторые шахматисты, которые регулярно играли в Кубках мира, чемпионатах мира по нокаут-системе, когда «армагеддон» был без добавления, рассказывали, что периодически там случались эпизоды, имевшие мало общего с шахматами.

– Я сыграл несколько «армагеддонов» уже на Кубках России. И, допустим, у меня был «армагеддон» с Виталием Шинкевичем. Конечно, там уже шла игра на время в какой-то момент, хотя позиция оставалась сложной. Очень драматичный был матч.

Я, честно говоря, поражен, ни в одном городе не видел, чтобы местные шахматисты так болели. И когда ты выступал успешно, словно эхо звучало в зале: «Санан выиграл! Санан выиграл!» Это мешает или наоборот?

– Мне это очень помогает. Приятно, что за меня болеют, это придает сил. Возможно, поэтому я сыграл очень даже неплохо.


 

- Когда ты был маленьким, хотел вырасти и стать как Инаркиев?

– Эрнесто очень повлиял на популяризацию шахмат в Калмыкии. Многие маленькие дети, каким был я тогда, все мы хотели стать гроссмейстером, как Инаркиев, побеждать в крупных турнирах. Конечно, Эрнесто был для нас примером.

Вы фантастически популярны в Элисте, но живете в других городах. Ты, например, в Липецке. Почему?

– Я переехал в Липецк в 2007 году, и тогда же начал там заниматься с Андреем Рудольфовичем Зонтахом, украинским гроссмейстером. Мне очень нравится с ним работать, конечно, он человек с очень большими знаниями в области дебютов, с глубоким пониманием игры; мне кажется, его класс намного выше, чем практическая сила. Может быть, он не так сильно играет сейчас, но у него великолепное понимание позиции, он отлично анализирует. И именно когда я начал с ним работать, то произошел резкий скачок, я довольно быстро добрался до рейтинга 2600.

- Триумфальное восхождение, ряд побед над Непомнящим, разгром Карлсена. Почему сразу не приступил к штурму шахматного Олимпа?

– Потом был небольшой застой в моей шахматной карьере. Что-то, видимо, надо поменять все-таки, саму шахматную подготовку.

А с чем это было связано? У тебя для этого более высокого уровня какие-то дебюты оказались недостаточными?

– Возможно, изначально моей работы было достаточно, но сейчас надо работать еще больше, глубже и интенсивнее. Может быть, поэтому немного приостановился шахматный рост. Но в последнее время уже наметились положительные тенденции, у меня опять появились неплохие результаты.

К сожалению, ты не выиграл последнюю партию на чемпионате Европы у Этьена Бакро и не квалифицировался в Кубок мира...

– Да, мне не удалось там победить. Я получил перевес по дебюту, и в какой-то момент Этьен занервничал — это было отчетливо видно. Но потом я попал в цейтнот и выпустил партнера.

Часто бываешь в цейтнотах?

– Да, в последнее время почему-то стал попадать.

С чем это связано? Говорят, Ананд в детстве играл феноменально быстро, потом тратил много времени, затем вновь ускорился.

– Я не могу говорить за других, но лично у меня цейтноты начинаются именно тогда, когда я хочу создать хорошую партию. Когда мне важна больше сама партия, а не результат.

А когда не так важна, то просто «штампуешь» ходы?

– Возможно, так даже лучше! Когда ходы не самого высокого качества, но зато сделаны достаточно быстро. Но я так не могу «шлепать».

Что разделяет тебя и топ-шахматистов уровня Грищука, Яковенко? У них ведь тоже цейтноты бывают, и еще какие!

– Мне кажется, очень важна стабильность. Потому что у многих шахматистов, начиная с рейтинга 2500, есть отдельные хорошие турниры, у всех были взлеты, но они перемежаются с падениями... А когда шахматист начинает стабильно играть все время, хорошо, качественно, тогда и происходит скачок! А один турнир ничего не решает! Надо все время доказывать, что ты играешь сильно, нужна постоянная работа, все время надо обновлять дебюты, что-то новое привносить в свою игру, впитывать идеи.

Какие у тебя ближайшие планы?

– В Лоо выступлю за команду Липецка на первой доске. Если нам удастся добраться до суперклубов, то есть шанс сыграть с Каруаной, Морозевичем, Карякиным, Свидлером.

А с кем из них больше всего хочется испытать свои силы?

– Мне было бы очень интересно сыграть с любым шахматистом с рейтингом 2700 и выше.

- А что еще в жизни привлекает гроссмейстера Сюгирова, кроме встреч с элитными шахматистами?

– Я достаточно много читаю. Очень люблю поиграть в настольный теннис, в футбол иногда гоняю. Конечно, достаточно много провожу времени в Интернете. Люблю слушать музыку. Обычные увлечения. Вообще, смена обстановка при переезде в Липецк на меня очень сильно повлияла, и повлияла в положительную сторону. Наоборот, может быть, мне так и нужно было. Но я все-таки переехал в Липецк в достаточно молодом возрасте, было довольно легко адаптироваться к новым условиям. Сейчас учусь в университете на втором курсе. Родители переехали со мной, они играют большую роль в моей жизни. Я им очень благодарен. 


Родители Санана Сюгирова - опора и поддержка для своего ребенка

В блиц играешь в сети?

– Да, в последнее время стал достаточно часто играть. На «Шахматной планете» собираюсь побороться за Кубок России по интернет-блицу.

-Санан, благодарю за интервью. Желаю удачи и надеюсь, что «звезды Запада» все чаще будут чувствовать твою тяжелую руку!

-Спасибо, постараюсь.

Командный чемпионат азиатских городов