11 апреля 2007

Первенства России в Дагомысе: мнения тренеров

В высших и первых лигах юношеских чемпионатов России играют 1352 шахматиста - это рекордная цифра. Неудивительно, что здесь можно встретить едва ли не всех ведущих тренеров России. Трое известных тренеров, Павел Лобач, Евгений Свешников и Виталий Цешковский, дали небольшие интервью нашему сайту, в которых поделились своими идеями по развитию юношеских чемпионатов.


ПАВЕЛ ЛОБАЧ: «ВСЕ РЕШАТ ПОСЛЕДНИЕ ТУРЫ»

Сколько человек вы привезли на эти чемпионаты?
В этом году, как и в прошлом, я руководитель саратовской делегации, у нас играет 40 детей, вместе с родителями получается более 50 человек. У меня играют пятеро учеников, из них двое – чемпионы России. Это Вика Тарасова до 18 лет и Дарсен Санжаев из Калмыкии (турнир до 12), с Дарсеном у меня контракт, я четыре раза в году езжу в Калмыкию. Пока они идут во втором эшелоне, вплотную за лидерами, и шансы сохраняют. Все решат последние туры.Прокомментируйте ход борьбы в других турнирах.
В старшем возрасте особых сенсаций нет, все сильные наверху. Отдельные сильные игроки могут играть не слишком удачно, и это связано либо с плохой формой, либо с усталостью – только что играли в турнирах. Скажем, победительницы чемпионата России до 20 лет выглядят уставшими и не могут здесь играть в полную силу. Им бы хотя бы месяц отдохнуть... Ну а среди младших все непредсказуемо, регулярно появляются новые фамилии. Хотя Ваня Букавшин доминирует в возрасте до 12. Я видел его в Черногории на чемпионате Европы, он выиграл очень убедительно. Впрочем, финиш покажет, все еще может измениться. Я видел турниры, когда люди имели 6.5 из 7, а потом проигрывали две решающие партии и даже не попадали в число призеров. Вы здесь не в первый раз, что нового подметили в организации чемпионатов?
Организация улучшается с каждым годом, поскольку набирается опыт. Нет уже такой суматохи. Отмечу, что в этом году заметно лучше и быстрее делают жеребьевку. В прошлые годы ждали подолгу, а сейчас ее вывешивают практически моментально, через 15-20 минут. Это очень удобно – ведь надо готовиться. Если жеребьевка появляется поздно, приходится готовиться утром, а многим это не очень удобно. Я, в основном, готовлю учеников вечером, чтобы утром они могли спокойно выспаться, погулять... Кроме Санжаева, все мои подопечные играют во вторую смену. Помимо шахматных вопросов, отмечу появление шведского стола. Дети очень довольны, едят то, что им нравится. Это серьезное улучшение.

ВИТАЛИЙ ЦЕШКОВСКИЙ: «СЛАБЫЕ ПРИЕЗЖАЮТ НА РАССТРЕЛ»Как идут дела у ваших учеников?
Никто из моих постоянных учеников здесь не играет, помогаю нескольким ребятам из Краснодарского края, возраст – до 16. Дела идут не слишком удачно. Природу некоторых ошибок я просто не могу понять. Казалось бы, все посмотрели дома, повторили... А за доской не вспомнить. Память надо укреплять – бывает ведь, что после игры и партию показать не могут... Каждый год я зарекаюсь сюда ездить, очень уж нервное соревнование. В этом году, наверное, приехал в последний раз. Что можно улучшить в организации турниров?
Недоволен питанием, здесь есть резервы. В остальном же организация нареканий не вызывает. Очень доволен тем, что в этом году тренеров и сопровождающих впервые стали пускать в игровой зал. Организаторы нашли удачное решение, выдавая определенное количество пропусков на округ... Что касается спортивной стороны, считаю нужным сократить число участников. Слова «чемпионат России» очень заманчивы, но если сильнейшие едут действительно на чемпионат России, то более слабые просто на расстрел. Поэтому, может быть, нужно ужесточить отбор в округах.Вы каждый день подолгу бываете в игровом зале, удалось ли подметить каких-нибудь перспективных шахматистов?
Я особо не приглядывался, честно говоря. Здесь ведь есть тренеры, имеющие отношение к сборной России, надо поинтересоваться у них.

ЕВГЕНИЙ СВЕШНИКОВ: «ЭТО НАСТОЯЩИЙ СЛЕТ ШАХМАТНОЙ РОССИИ»Как выступают ваши ученики?
Неплохо, играют на первых-вторых столах. Думаю, поборемся за награды.В который раз вы в Дагомысе?
В третий. Дагомыс, конечно, лучшее место для проведения массовых соревнований. Когда году в 97 я впервые увидел чемпионаты России, они проводились, по-моему, в Уфе. Люди жили в гостинице с тараканами, питались едой быстрого приготовления, у всех кипятильники. Это было очень тяжелое зрелище. Я приехал в Москву и встретился с Селивановым, он тогда стал президентом шахматной федерации. Я спросил его, почему не играть в Дагомысе? Можно поискать и другое курортное место, способное принять 500-1000 человек. Ему эта идея понравилась, и он стал ее продвигать. И до меня были такие разговоры, Лобанов, в частности, давно предлагал эту идею, но именно Селиванову удалось сдвинуть вопрос с мертвой точки. Причем большинство председателей областных федераций были категорически против! Это далеко, дорого... Но они все расценивали с позиций Спорткомитетов. Ну да, действительно, чуть дороже. Но система более гибкая. Например, если перечислить деньги заранее, можно было получить трехместные номера с питание по 8 долларов! В центре России таких цен не было. Так и получилось, что теперь здесь играют лучшие ребята всех возрастов, и этих чемпионатов ждут. Что можно улучшить в организации первенств?
Мне совершенно непонятно, почему не проводятся тренерские семинары. Приезжает тысяча ребятишек, с ними сотни тренеров. Им наверняка было бы интересно посетить тренерский семинар. Судейский проводится, а тренерского нет, хотя судей ведь в разы меньше...На многих тренерах лежит серьезная нагрузка, со всеми надо позаниматься, думаете, они нашли бы время посетить такой семинар?
Ну там же должны фигурировать названия лекций. И тренеры сами могут заполнить заявки, кого бы им хотелось послушать, на какие темы. Время найти можно. Честно говоря, не понимаю, почему этот вопрос утонул.
Мне кажется, надо задуматься и о том, чтобы турниры высшей лиги проводить по круговой системе. Может быть, в старших возрастах, а может, и во всех. Ведь практически в каждом турнире, кроме первенств самых маленьких, несколько человек явно выделяются. Швейцарская система в данном случае не всегда позволяет выявить сильнейших. Круговой турнир десяти человек был бы более объективен. Хотя хорошо уже то, что есть деление на высшую и первую лиги... Думаю, этот вопрос надо обсудить с тренерами и другими заинтересованными лицами.
Еще хотелось бы упомянуть о проблемах жеребьевки. Во втором туре «опустили» первого номера турнира мальчиков до 12 лет. В пятом туре лидеру турнира девочек поломали цвет. Необходимости никакой не было. Мы пришли, показали, что жеребьевку можно было сделать иначе, и я сказал – с таким подходом у вас будут проблемы и в седьмом туре. И в седьмом ей еще раз сломали цвет, да так, что три из последних четыре партий девочке придется играть черными. Совершенно нелепая ситуация! Хорошо ли это? – нехорошо. Все делается по правилам? – значит, надо менять правила! И лучше всего это видно судьям. Ведь определенного рода конфликты возникают постоянно. Что им мешает предложить изменения в правила? Как раз об этом говорилось на судейском семинаре. Обсуждалась процедура внесения изменений в правила – надо написать предложение, принять его на коллегии арбитров, отправить в ФИДЕ.
Конечно, так пусть они этим займутся. Я говорил с Дубовым, он соглашается, что жеребьевка делается неправильно (хотя и по закону). Вот пусть и напишет свое предложение, все будут только рады. Ведь не участники этим должны заниматься.
В целом же первенства проводятся на очень высоком уровне. Это настоящий слет шахматной России. Ведь профессионалов на самом деле не так уж много, а дети – это и есть шахматная Россия. Почти полторы тысячи участников – о чем тут еще говорить!