15 ноября 2009

Три истории

За тур до конца лидируют Владимир Крамник (5,5 очков из 8), Вишванатан Ананд и Василий Иванчук (по 5). В плюсовую зону выбрался Магнус Карлсен (4,5). Рассказывает наш корреспондент Илья Одесский.

Главным возмутителем спокойствия второй части Мемориала Таля был Василий Иванчук. К сожалению, в пресс-центре Василий Михайлович совсем перестал появляться. Он пришел по окончании 5-го тура, но только затем, чтобы проверить свою электронную почту. А в последующие дни всякий раз вел себя одинаково: едва закончится партия, выбегал в противоположном от пресс-центра направлении, тряс головой и руками на все четыре стороны – словно стряхивал с себя назойливых таракашек-журналистов – и убегал. Ну, и дай ему бог здоровьичка.
В ожидании развязки (в последнем туре Иванчук белыми играет с Крамником, опережающим его всего на пол-очка, а за их микродуэлью острым глазком будет следить Ананд, также не потерявший шансы разделить первое место) постараюсь рассказать читателям о том, на что в предыдущих репортажах не хватило времени и места.Как чуть не поссорились Анатолий Авраамович с Гаем ЮльевичемВторой тур, Свидлер белыми играет с Иванчуком.Черные предлагают размен ферзей: 21...Qe6, а вместе с разменом – ничью. Белые не особо долго думают (Петр объяснил, что всю дорогу стоял хуже и в заключительной позиции определенно не рисковал победить) и соглашаются. Посылают за Анатолием Авраамовичем Быховским, заместителем главного судьи. А дальше...
– Анатолий Авраамович не разрешил, – лапидарно обрисовал ситуацию Петр.
Иванчук (тогда еще он ходил в пресс-центр), среагировав, может быть, на ветхозаветное отчество арбитра, призвал к себе в союзники еще одного лидера древнего мира: Гая Юлия Цезаря. Якобы тот сказал когда-то, что «величайшее благо для мужчины – свобода выбора». Я немножко погуглил римского кесаря, но точной цитаты не нашел. Впрочем, не доверять Василию Михайловичу, разумеется, нет оснований.
Партия продолжалась недолго. Оба участника сдержали данное друг другу слово:22.Qxe6+ Rxe6 23.Bd2 Bd8 24.Ng5 Rf6 25.Ne4 Re6 26.Ng5 Rf6 27.Ne4 Re6. Ничья ввиду троекратного повторения позиция.
По словам Иванчука, если бы партия продолжалась всерьез, он как минимум изучил бы взятие на g5 на 24-м ходу. А также, если оба гроссмейстера впали бы в цинизм, ничья фиксировалась бы не ходами Nе4-g5-е4 и Rе6-f6-е6 соответственно, а, к примеру, Kg1-h1-g1 и Kc8-b8-c8. «И пусть весь мир подождет».
Отдельно ваш корреспондент постарался выяснить мнение судьи. Анатолий Авраамович сказал, что прав как в юридическом, так и человеческом аспекте. Юридическом – потому что точно следовал букве софийских правил: пока на доске остается достаточно фигур, конфликт борьбы не исчерпан. А человеческом (далее постараюсь передать дословно), потому что «присуди я ничью – и половина партий на турнире отныне заканчивалась бы к 20-му ходу».
На том и порешили. Но история имела продолжение уже через тур.П. Леко – В. ИванчукПоследний ход в партии был 27...Bg5-h6. Иванчук снова предложил ничью. Леко подумал... подумал-подумал... подумал еще немного... посмотрел на часы, на которых оставалось совсем немного времени – и согласился. Последствия варианта 28.Nd4 Be3 29.e5!? (29.Nc6 Qe8) 29...g6 30.Rxg6 Bxd4 31.Rxd6 ясными не назовешь. А пол-очка всяко лучше, чем ноль.
Дальнейшее вы знаете. По крайней мере, догадываетесь. Да, послали за Анатолием Авраамовичем. Причем одного взгляда на доску хватает, чтобы уяснить: фигур (а, следовательно, и пресловутого «конфликта борьбы») в данном случае еще больше, чем в поединке Свидлер-Иванчук. Играть дальше? Но ведь Леко уже спалил почти все свое время в раздумьях. Заставить его продолжать означает почти наверняка спровоцировать скандал.
В итоге ничья была утверждена. Но вопросы остались, причем как процедурные, так и по сути. Марк Дворецкий, один из горячих сторонников софийских правил, рекомендовал полностью исключить какой бы то ни было вербальный контакт игроков во время партии. Два голых короля на доске или троекратное повторение позиции – и больше никаких поводов для заключения мира. Так-то оно так, но кто запретит участникам невербальные контакты? Пожатие ногой под столом, быстрое, трепетное переплетенье пальцев – процесс предложения ничьей может стать все более волнительным. Как бы дух Софии не перерос в дух Сафо. Или еще чего покруче.
Свое мнение я неоднократно высказывал, изустно и в печати. В командных турнирах и соревнованиях навылет (по кубковой системе) софийские правила вообще не имеют смысла, так как формула проведения таких соревнований сама регулирует результативность. Что же касается круговых турниров (ради них, как я понимаю, и затевался весь этот сыр-бор), то организаторам стоит приглашать на них побольше творческих шахматистов. А уж те в своих решениях будут руководствоваться правилом Фишера. Тот, как известно, сказал, что лучше любых функционеров знает, когда продолжать борьбу, а когда соглашаться на ничью.
Для меня это единственное правило Фишера звучит убедительнее, нежели все софийские правила, вместе взятые. Правда, чтобы это правило имело силу и вес, в турнире должны играть сплошные Фишеры. Ситуация...Как многое остается за кадром и почему любителям шахмат не следует горячитьсяВ одном из предыдущих репортажей попытался развенчать миф о том, что все принесенные из дома партии – скучные, а сами элитные шахматисты только и делают, что опровергают один дебютный вариант за другим.
Вышло неубедительно, сам знаю. Меня бы тоже не убедило, если бы вместо просмотра остросюжетного фильма предложили бы пересказ этого фильма. Но сегодня вторая попытка; авось, будет удачнее.
Итак, второй по распространенности миф можно выразить одной фразой: «О чем они думают?!» Так или примерно так выражают свои эмоции болельщики. Позиция ясная, ходов – море, а эти на сцене сидят и чего-то думают. Да о чем тут думать?!П. Свидлер – М. КарлсенПартия только-только вышла из дебюта. Ходи – не хочу. Можно ладью на d1 поставить, можно слона на g5. Разницы-то никакой. Развивай свои фигуры, а там видно будет.
Свидлер думает, думает... Потом играет 17.Rd1. «Ну, вот же, – восклицает болельщик в онлайне, – на что только время тратил. Все же ясно!»
После партии Петр покажет, что отказался от 17.Bg5 ввиду 17...Nd4! 18.Nxd4 Bxe4 и на 19.Bxf6 следует совершенно невообразимое 19...Qxd4!Р. Пономарев – П. ЛекоА здесь над чем думать? Хочешь – ладью подгони на открытую линию «с», хочешь – короля подведи к центру, хочешь – на коня е5 напади пешкой. А Леко думает, думает... Потом играет – не поверите – 21...f5! И объясняет после партии, что это, по-видимому, единственный ход. Что если не отнять у коня поле е4, получится типичный каталонский эндшпиль с конем на с5 (после Nc3-e4 и Ne5-d3) и страшной тоской у черных.Л. Аронян – В. КрамникМногие в зале, да и в онлайне, наверное, видели заманчивый удар: 14.Nxd4 Bxc3 15.Nf3 Bxb2 16.Bxf7+?! Kxf7 17.Qb3+ даже не с двойным, а тройным ударом. Но соперники за доской посчитали дальше: 17...Be6! 18.Qxb7+ («18.Qxb2 b6, и у черных просто лучше – В. Крамник») 18...Kg8 19.Qxb2 Rxf3! 20.gxf3 Qg5+ 21.Kh1 Bd5. Колоссальная атака за качество. Вот почему Левон отказался от комбинации, предпочтя 14.Be4, вот на что ушло время.
Намеренно не хочу развивать эти сюжеты, не говорю, как дальше продолжалась борьба, помогли ли найденные решения окончить партию в свою пользу или нет. Не это важно. А важно показать, что во время партии гроссмейстеры не в потолок глядят, изображая муки творчества, а проделывают колоссальную работу, считают десятки, сотни вариантов – подавляющее большинство из которых остается за кадром.В. Иванчук – Б. ГельфандПоследовало 16...Nc4; белые сыграли 17.Bxc4 Rxc4 18.Qe2 Rc8 и выиграли пешку: 19.Bxa7. Но как вообще ход конем был исполнен на доске, почему?
Оказывается, Бориса захватила красивейшая идея: 17.Nb5 e4!? (конечно, не 17...Nxe3 18.Rxc8 Qxc8 19.Nxd6 Qd7 20.Qxe3 Qxd6 21.Qxa7 Qxd5 22.Bc2 с унылой борьбой за ничью) 18.Bxe4 Nxe3 19.Rxc8, и теперь 19...Bh2+!! 20.Kh1 (на 20.Kxh2, ясное дело, 20...Nxf1+) 20...Qxc8 21.Qxe3 Bb8 с полной компенсацией за материал.
– При пешке на h2 удар слоном – это рутина, а при пешке на h3?! – полувопросительно склонил голову Борис, и стало понятно: он не смог отказать себе в желании сыграть красиво, рука сама понесла коня на с4.П. Свидлер – Р. ПономаревВновь раздумья на, казалось бы, пустом месте. Ход черных. Да, можно двумя ближайшими ходами поменять все легкие фигуры и согласиться на ничью. На зачем?! Уж белопольного-то слона хочется оставить, да не просто оставить, а перевести его на ослабленную большую диагональ, скажем, на d5 – и давить, давить...
Пономарев думает. Склоняется над доской, потом глядит в зал, снова обхватывает голову руками. Шелест губ: над чем тут думать, все же ясно, как дважды два, хочешь – меняйся, хочешь – играй дальше.
После партии Свидлер покажет, какую ловушку заготовил в ответ на 27...Bc6 28.Ne5 Bd5: 29.f4!, и если 29...Rxb3, то 30.Bxf8 Rxf8 31.Rxd5! exd5 32.Ra8+ Rb8 33.Rxb8+ Kxb8 34.Nd7+ и 35.Nxf8, оставаясь с лишней фигурой. Не лучше и 29...Bxb3 30.Bxf8 Rxf8 31.Nc6; также не вызывает положительных эмоций 29...Ra8 30.Ra4.
Пономарев не попался, пробил на с4.Л. Аронян – А. МорозевичПоследним ходом черные напали конем на пешку g4. У белых не позиция – сказка. Короля на f4 подведи, на f5 пробей, е3-е4 проведи, расчищай, расчищай пространство для слонов. Тут напади, там ослабь – по классическим образцам.
А Левон качает головой, беззвучно ругает себя за что-то. Потом, решившись, играет 30.gxf5. Но ведь это – разноцвет, ничья?! Так и есть: 30...Nxf5 31.Bxf5, ничья. Что случилось, почему?
Оказывается, черные уже на полпути к крепости. И белые ничего не могут сделать, чтобы помешать эту крепость достроить. Смотрите: 30.Kg3 Nf7 31.Kf4 Bd7 32.gxf5 gxf5 33.e4 fxe4 34.fxe4 d4! 35.Bc5 Bb5 36.Bxb5+ axb5 37.Bxd4.Одна лишняя пешка есть, и вторую, на b5, черные отдадут с легким сердцем. А прорваться все одно негде. Если негде – надо уважать партнера, не затягивать партию понапрасну. Вот откуда появился ход 30.gxf5.
Очень сильные шахматисты играют на Мемориале Таля. Вот и весь сказ.Король в трех углах или Москва – город маленькийВ команде этюдистов произошла замена. Олег Перваков перестал ходить в ГУМ, но ему на смену пришел Карен Сумбатян.
Карен – светлый человек. И сочиняет потрясающие этюды. Не гонится за сложностью. От его этюдов не пухнет голова. Зато в основу каждого его произведения положена красивая идея, а решение легко и остроумно.
Карен остался не слишком доволен 8-м туром. Ему показалось, что красоты в этот день недоставало. И он решил восполнить пробел. Но показал не свой этюд, а другой, классический. Называется: «Король в трех углах».Вступительную игру я, конечно, не запомнил. Но через какое-то время все сводится к этой позиции. Ход белых.
Король g1, как говорит Карен, «в замочке». Самому ему не развязаться. И на g3 не съесть – вилка на е2. Значит, единственная идея игры на победу – загнать черного короля в угол, чтобы наступил цугцванг.
Начинаем загонять: 1.Qh7. Если король позволит загнать себя в правый верхний угол, то все просто: 1...Kf8 2.Qd7 Kg8 3.Qe7 Kh8 4.Qf7.Полезные ходы кончились, черные проигрывают.
Поэтому надо бежать в другую сторону: 1...Kd8 2.Qf7 Kc8 3.Qe7 Kb8 4.Qd7 Ka8.Король во втором углу. Зелен виноград, да не укусишь: на 5.Qc7 находится 5...Ne2+, и теряется ферзь. То есть, на а8 король чувствует себя в безопасности. Поэтому белые начинают гнать его в третий угол!5.Qb5 Ka7 6.Qb3 Ka6 (нельзя 6...Ka8 7.Qb6, цугцванг) 7.Qb1 (только сюда, на 7.Qb2 есть 7...Bf2+!, и снова вилки: 8.Qxf2 Nh3+, 8.Kxf2 Nd3+) 7...Ka5 (опять нельзя 7...Ka7 8.Qb5 Ka8 9.Qb6) 8.Qb7 Ka4 9.Qb6 Ka3 10.Qb5 Ka2 11.Qb4.Кажется, что цель близка. Король вынужден будет забиться в третий угол, на а1, белый ферзь приблизится еще на шаг, и все – цугцванг. Но именно в этот момент следует главный фокус: 11...Bf2+! Вилка выручает черных. А если так, то – ничья.
Необыкновенно красивый этюд. Как он непохож на большинство современных композиций, где с первого хода вообще перестаешь что-либо понимать. К сожалению, этюд, хоть и классический, оказался с дыркой. Что за дырка, пусть определят читатели. Дам подсказку: одни из углов все-таки оказывается «темным».
В ответ рассказал Карену, что тоже сочинил этюд. Вернее, не этюд, а концовку этюда.Позиция возникла в ходе анализа окончания Бологан – Арсович из последнего чемпионат Европы среди клубов. Перекрасил фигуры, чуть изменил расстановку – смотрите, что получилось.
Ход белых. Если сделать что-нибудь нейтральное, например, 1.Kf3?, то дальше поправить уже ничего нельзя. Черные играют 1...a3, вынуждая 2.Bb1, и просто ведут короля на с3: 2...Kc6 3.Ke3 Kxc5 4.Kd2 Kd4 5.Kc1 Kc3, с легким выигрышем. Причем заключительная позиция – даже не на взаимный цугцванг, потому что при ходе черных (скажем, после 5.Kd1 5...Kc3 6.Kc1) они все равно выигрывают: 6...Nd3+ 7.Bxd3 a2!
Значит, слон должен попасть на диагональ а2-g8 не снизу, а с тыла. Ходов-кандидатов три: 1.Bf5, 1.Bg6 и 1.Bh7. А правильный – только один.
Проигрывает 1.Bf5? ввиду 1...Kc6 2.Kf3 Kxc5 (только не 2...a3? 3.Be6 Kxc5 4.Ke4!), и белые, к сожалению, не успевают: 3.Ke3 a3 4.Be6 Nd5+, 3.Ke4 Kc4 4.Be6+ Kc3, 3.Be6 Kd4 4.Ke2 Kc3. Аналогичным образом проигрывает 1.Bh7? Kc6.
К цели ведет лишь 1.Bg6!! Только в этом случае мы нейтрализуем 1...Kc6 – из-за 2.Be8+ и 3.Bxa4. А на 1...a3 все сходится ход в ход: 2.Bf7 Kc6 3.Kf3 Nd5 (3...Kxc5 4.Ke4!) 4.Ke4 a2 5.Bxd5+ и 6.Bxa2.
Сама позиция и первый ход мне очень нравятся. А придумать вступительную игру что-то не получается. Я же не знаю, как составляют этюды. Начинаю думать: как могла пешка придти на а4, как король мог очутиться на g2... И всякий раз получается что-то тяжеловесное, некрасивое.
Показал позицию Карену, спросил:
– Нравится?
Карен сказал:
– Нравится.
Я верю. Из одной только вежливости так говорить он бы не стал.
– Карен, помоги! Давай сочиним вступительную игру!
Вышли из ГУМа. Пешочком пошли к Театральной площади. Вроде бы даже стали что-то сочинять. Но разговор – клянусь, не знаю как, само вышло – переключился вдруг на поросенка с молодой картошечкой и укропом. Причем говорил Карен, а я только слушал. Даже увидел этого порося – с пятачком и корочкой, «чтобы хрумтела». Недосочиненный этюд сам собой ушел далеко на задний план.
Спустились в какой-то пешеходный переход. Вдруг голос сзади. Оборачиваемся – Свидлер Петр Вениаминович! А чему удивляться, Москва – город маленький.
Я спросил, как Петру последняя серия «Хауса» (она появилась только три дня тому назад). Ничего, говорит, но вообще-то уже много серий подряд идут, по его мнению, без провалов, но и особенных всплесков. И в свою очередь спросил: какая серия «Хауса» моя самая любимая?
– «Три истории», – без раздумий ответил я.
Петя согласился.
Турнир претендентов