18 ноября 2007

На безальтернативной основе

Жуть от виртуальной борьбы.

Ва-банк Мамедьярова.
Спор за бронзу.
Иванчук за творчество.
Евгений Атаров рассказывает о восьмом туре Мемориала Таля.

После Мексики знающие люди с удовольствием говорили: «Ну что, и где ваш Крамник? Был, да весь вышел...» Будем откровенны, главный приз викторины ушел телезрителю из Мадраса уж как-то слишком легко, а многолетний обладатель Хрустальной совы, как и прочие претенденты на звание, остались с почетной дыркой от бублика. И вроде бы, им это не слишком понравилось. Свидлер с Морозевичем «взорвались» на Крите, Аронян с Грищуком пока не слишком здоровы, а вот час виртуального отмщения Крамника настал здесь, в Москве. Вот только Ананда не было в чемпионате Европы, а в столицу прибудет только послезавтра, да и то лишь на блиц.
Впрочем, участникам Мемориала Таля от виртуальной борьбы Крамника с тенью Виши ни жарко, ни холодно. Точнее – жутко. Никто не ожидал такого напора от «мистера плюс два». В выигрыше осталась публика, а также многочисленные друзья и поклонники Володи, как грибы после дождя повылезавшие в окрестностях ЦДШ, когда их любимец четвертой «белой» победой официально оформил свое чемпионство...
Приехали из Германии Йозеф Реш и менеджер экс-чемпиона Карстен Хензель, пожаловали на тур знакомые Володины музыканты. Подтянулся Валерий Крылов, который «пообещал» перед одним из первых туров, что больше, наверное, не придет – дела. Весь вечер расточал улыбки экс-капитан сборной России Борис Постовский, а под занавес весь светился от счастья и Александр Бах, высидевший едва ли не с полчаса, пока Крамник и Мамедьяров анализировали решающую партию турнира.
Именно он настоял на том, чтобы Крамника пригласили в турнир. Бах хотел, чтобы это произошло еще в прошлом году, но тогда Володя только-только завершил матч с Топаловым и готовился к встрече с компьютером. Теперь таких препятствий не было. И россиянин №1 подтвердил свою репутацию сильнейшего, несколько подпорченную перед московской публикой двумя годами ранее, когда он, совершенно больной, провалился в суперфинале. Теперь он не только уверенно победил, но, кажется, прибавив что-то около 14 пунктов, обогнал в виртуальной Эло-гонке Ананда.
Мамедьяров, конечно, пошел ва-банк. Проиграв накануне белыми Камскому, Шахрияр по большей части лишился турнирной мотивации, а почему бы в такой ситуации не бросить перчатку разбушевавшемуся Крамнику, чтобы понять, по крайней мере, для самого себя, чего стоишь на данный момент. Володя перчатку поднял – и понеслась душа в рай! Зрители, едва сдерживаемые жидким заборчиком ограждения, едва не нависали над доской, почти не заметив, что так, скрючившись и наваливаясь друг на друга, провели почти три часа. Так их захватила борьба. Что уж говорить о самих соперниках. Те буквально приросли к своим креслам, срываясь за сцену лишь на несколько секунд: за новой порцией чая, сока или чего-нибудь прохладительного.
Потом за анализом выяснилось, что Крамник всю дорогу вел игру, давая Мамедьярову лишь узкий выбор не проигрывающих сразу продолжений. Глядя из зрительного зала в это было трудно поверить. Шах сидел за столиком совершенно расслабленный, время от времени, забрасывая руки за голову или вытягивая ноги под столом. А Володя, поминутно оглядываясь на циферблат, хватался за голову, менял позы, непривычно резким движением делал ходы и со стуком переводил часы. Было видно, как он хотел не упустить своего шанса, «до последнего» высчитывая каждую позицию, изо всех сил стараясь не выпустить изворотливого оппонента на ничью.
Не выпустил. И благодарная публика продолжительной овацией встретила финальное пожатие соперников. Они были достойны друг друга, но победитель мог быть только один. Еще одной овации Крамника удостоили в пресс-клубе. Первый!
На фоне этой бури эмоций все остальное выглядело в этот вечер выглядело весьма посредственно. Пожалуй, кроме эмоциональных речей Иванчука, который так глубоко ушел в себя по ходу партии с Камским, что даже не услышал, как соперник предложил ему ничью. В эндшпиле с разноцветными слонами Василий продолжал играть – правда, недолго. Но сам факт вкупе с навалившимися на него в последние дни неудачами настолько расстроили украинца, что он на это волне дал пяток интервью.
Нечего делить было Алексееву с Яковенко. Не шибко настаивал на своем перевесе и Леко против Карлсена. Широв, у которого оставались чисто теоретические шансы догнать Крамника, не без труда спасся в эндшпиле против Гельфанда. Кстати, Иванчук – то ли из чувства противоречия, то ли из творческой солидарности, назвал игру Алексея на этом турнире более интересной, чем у Владимира.
Итак, завтра последний тур. Крамнику предстоит черными сразиться с Иванчуком, который пока не испытал в Москве радости победы. Широв, идущий вторым, тоже черными получит в соперники Яковенко. А квартет из Гельфанда, Карлсена, Леко и упомянутого Яковенко будет определять, кому достанется «бронза».
А потом придет время Его Величества блица. Собственно, отборочный турнир начнется уже завтра с утра. Прибыли главный арбитр (Анджей Филипович) и многие из участников. Все очень удачно рассчитано, день в день: отыграют – и в самолет до Ханты-Мансийска, где уже в субботу стартует грандиозный турнир Кубка мира.

Перчатка брошена. Бой начался

Так и запишем: "Кра-м-ник..."

Центр всеобщего притяжения

Повторение финала суперфинала

Как бы выйти в "полтинник"...

Леко с Карлсеном доплывают

За первым столиком интерсней!

Такую партию пропустить нельзя

Поклонники Владимира...

Группа поддержки Шаха

Иванчук: "Не слышал я ничего!"

К кому все же приехал Хензель?

Главная партия Мемориала Таля

Вот-вот определится победитель

Решающий прорыв Крамника!

Зал в ожидании победителя...

Ведут!

"Отсюда зашел, оттуда..."

Финальная точка от Первакова

Да и так неплохо вышло, а?

Командный чемпионат азиатских городов