12 ноября 2007

Экзамен по сопромату

Уровень сопротивляемости.
Ключи к сопернику по классико.
Шахрияр дозрел.
Дебют по Камскому.Евгений Атаров рассказывает о третьем туре Мемориала Таля-2007.


Это должно было случиться. Не могло не случиться! После многообещающего, но «пустого» второго дня – голевое пиршество третьего. Удивительное совпадение: своих первых побед добились Мамедьяров, Широв и Карлсен, до этого на троих сыгравших в Мемориалах Таля 39 партий. Да и Крамник, по большому счету, только сегодня открыл победный счет.
И ведь не сказать, что случилось что-то невероятное: комета упала или «Зенит» стал чемпионом России. Тур как тур, ничего особенно, не скажешь, что у кого-то иначе горели глаза, а результат – одна ничья на пять досок, да и та такая, «с характером».
Хочешь не хочешь, а начнешь искать какое-то мистическое объяснение. Может портрет молодого Таля как-то влияет на участников? Черный птичий глаз его прожигает, лицо иронично, губы сложены в привычной ухмылке... Но ведь Михаил Нехемьевич «смотрел» так и вчера, и в первый день, когда в таблице рисовались одни половинки.
Видимо, все дело в уровне сопротивляемости, который накануне был просто фантастическим, а сегодня градус его явно упал. Яковенко белыми против Карлсена практически на ровном месте отдал очко, не создав ни единой помехи сопернику. «В одну калитку» выиграл и Мамедьяров у Иванчука. Камский вдруг принялся изобретать велосипед против Широва: оказалось, Алексей знает больше, и Гата попал под жесточайший пресс.
Подъем на высоту
Подъем на высоту-2
При большом желании и победу Крамника над Леко запросто можно вставить в этот ряд. Хотя... какая уж тут безвольность или низкая сопротивляемость, когда Петер 60 ходов провел в глухой обороне, хватаясь за малейший уступ в позиции. Интересные метаморфозы порой происходят с шахматистами. Хрестоматийный пример, когда A «чешет» B, но проигрывает C, с которым A имеет катастрофический счет. Тут другая история. Вспомните: перед матчем Крамника и Леко за корону Владимир выиграл у Петера одну-единственную партию, да и ту – за несколько месяцев до старта. Вел в счете в Бриссаго, но проиграл последнюю, а с ней и титул чемпиона мира, после чего венгра как подменили. Не говоря уж о быстрой игре, где у Крамника просто подавляющий перевес, Леко уступил ему в прошлом году в Дортмунде, на чемпионате мира в Мексике и теперь – в мемориале Таля. Это уже звоночек.«Классико»: Крамник против Леко
Причем, кажется, Владимир подобрал ключи к универсальному стилю своего соперника – он ухитряется затаскивать его в позиции с небольшим, каким-то даже по-иезуитски ничтожным, но все-таки противным для обороняющейся стороны перевесом. И начинает методично выжимать. Хорошо известно: Леко никогда не чурается аккуратной защиты, его хлебом не корми, дай сделать ничью ход в ход. Однако Крамник умудряется получать такие позиции, в которых легко переступить грань, отделяющую ничейную позицию от проигранной.Тернистый путь к успехуПришел Увидел Победил!
Впрочем, это ничего еще не значит с точки зрения турнирных перспектив Леко! Он выбирался и не из таких передряг. Штаб его – Аршак и Софа – даже после поражения спокоен, быстро приведет Петера в порядок.С такой бригадой у Леко все будет в порядке
А для Крамника, тяжеловато начавшего турнир, эта победа как стакан живой воды. Известно, что Володя – «летний» шахматист. В снег, слякоть, холод ему лучше оставаться дома, в теплом кресле у камина. По его живости, по пространным комментариям у магнитной доски складывалось ощущение: истории суперфинала-2005 не повторится, но легкие опасения проскальзывали. Теперь ему просто надо брать своё.Шахрияр поднимается на Олимп
При всем богатстве выбора альтернативу найти не так-то просто. Ни в коем случае не сбрасывая со счетов Леко или Иванчука (можно проиграть сражение, но выиграть битву), кажется, что помимо Крамника главный претендент на победу в турнире – Мамедьяров. Шахрияр, которого еще в прошлом году во многом пригласили авансом, сегодня окончательно «дозрел», превратившись в страшную силу. Видели, что творил он на Крите? А что – здесь!Иванчуку нелегкоНадежды «Газпрома» сбываются
Он играет с такой легкостью, с таким запасом, что диву даешься. Даже очевидные – по Шаху – ошибки и упущения запросто сходят ему с рук, соперникам просто не удается играть на его уровне точности. Вот и Иванчук, который проиграл Мамедьярову фактически второй раз за эту неделю, не смог продемонстрировать и половины своей обычной цепкости, фактически сдавшись на милость победителя. На что не пойдешь ради телезрителяГарде!
Бакинец вальяжно, с прищуром, прошелся ножичком по грибному лесу и снял приличный урожай. Комментируя партию в пресс-клубе, он практически нигде не остановливался. Так выигрывал, сяк выигрывал... Моментально реагировал на реплики из зала, лишь обозначая рукой фронт наступления белых фигур, растоптавших сиротливые, сбившиеся в комок, силы противника.
«А, гори оно все синим пламенем...»
На Иванчука, который еще долго не уходил из клуба, словно греясь в единственной родной для него шахматной атмосфере, в этот вечер было тяжело смотреть. Василий Михайлович словно чувствовал, что еще парочка таких поражений – от Бакро ли, от Мамедьярова или от кого-то еще, – и на его блестящей карьере можно будет поставить крест. Нынче он взлетел невероятно высоко, но после сумасшедшей партии с Этьеном (в командном чемпионате Европы) в нем что-то надломилось. Он словно перестал верить в себя, доверять себе. И то, что прежде приносило успех, обернулось против него же самого.
«Кто тут у вас, говорите, лидер?»
«А, я вспомнил – Карлсен!»
На этом фоне неудача Яковенко против Карлсена – просто детский лепет. Ну, переиграл Митя в этом году, сто с лишним раз сев за доску, что с того. Отдохнет немножко и двинется дальше в путь. Тем более что Магнус, как показала его партия с Крамником, тоже приехал в Москву не прохлаждаться, а работать на свой и без того довольно стойкий имидж...У Камского пока хорошее настроениеОкно Широва
То же касается и Камского, как мне кажется, изначально чересчур скромно рассматривавшего свои возможности. Да, за семь лет отстал в дебютном плане от ведущих гроссмейстеров мира, но не настолько же, что играть какого-то кривого Пирца-Уфимцева с Леко, а против Широва – дебют Тромповского. Леша, озадаченный вторым ходом американца, посмотрел минут с пять в окно, поизучал дорожное движение, повспоминал, а потом чуть ли не в пять ходов получил черными лучше. КонвергенцияШиров: «В Мемориале Таля играем же!»
И своего уже не упустил, хотя честно признался, что зевнул сильный контрвыпад соперника. Но... то был только контрвыпад, в остальном же Широв в общем контролировал ситуацию и плавно довел Камского до сумасшедшего цейтнота, а дальше и до фатального зевка фигуры, когда у того на циферблате оставалось чуть больше одной секунды, а позиция, меж тем, забоевела.Неутомимый АлексеевГельфанд без своей бутылочки
Наконец, единственным пятном на парадном портрете 3-го тура стала ничья Алексеева с Гельфандом. Обычная борьба, в которой соперники оказались достойными друг друга – во время их совместного анализа было поразительно даже, насколько достойными! Кажется, Борис прошел огонь, воду и медные трубы еще советской шахматной школы, Женя вынырнул на мировую сцену, по сути, только в этом году, а по части шахматной эрудиции, точности оценок и дальности расчета – разумеется, в этой, отдельно взятой партии – молодой ни в чем не уступал именитому коллеге, только что ставшим третьим шахматистом мира.Гельфанд: «А мальчик-то далеко пойдет!»
По первым трем партиям создается впечатление, что Алексеев просто-напросто копит силы для возможного рывка. Он, как и Яковенко, играл в Турции, Греции, по окончании Мемориала отправится на «нокаут» в Ханты-Мансийск, а потом, опять же, обоих ждет суперфинал чемпионата России. С ума можно сойти! Тут неизбежно встанет вопрос приоритетов.
А пока молодые российские таланты думают, мы тихонечко перелистнем очередную страничку второго мемориала Таля. В 4-м туре нас, надеюсь, ждут не менее интересные баталии.

Турнир претендентов