12 ноября 2007

Драголюб Велимирович: «Миша был большим озорником!»

Мария Фоминых беседует с ещё одним участником ностальгического матча СССР-Югославия, гроссмейстером Драголюбом Велимировичем.

Один из самых «перчёных» вариантов в теории дебютов носит имя югославского гроссмейстера Драголюба Велимировича. Любопытно, что эту грозную сицилианскую атаку он разрабатывал вместе с мамой, тоже шахматисткой. В общих чертах напомню суть варианта: белые выводят слонов на с4 и е3, уводят короля на ферзевый фланг, а королевские пешки маршируют в сторону неприятельского монарха. «Детище» как нельзя лучше отвечало стилю игры Драголюба: за веселую игру с обилием жертв и красивых атак Велимировича не раз сравнивали с самим Талем. Словом, были все основания предполагать, что и в партиях 22-го матча СССР – Югославия Драголюб покажет свою фирменную игру, а он возьми да обыграй Балашова самым холодным образом, на технике в глубоком эндшпиле. «Талевские шахматы» Велимирович не показал, зато с большой охотой поделился воспоминаниями о гении и просто друге Мише.
Рассказывать о Михаиле Тале я могу бесконечно, мы с ним очень дружили. Миша был уникальным человеком, не просто чемпионом мира и очень сильным шахматистом, но необыкновенно яркой личностью. Это был очень чистый человек, его совершенно не интересовали деньги, он был выше всего этого, даже к результатам своим он относился с какой-то удивительной легкостью. Сразу после партии он становился душой компании, не жалел времени для друзей.
С Талем я сыграл много партий, несколько выиграл, но общий счет, конечно, не в мою пользу. Одна из наших встреч за доской запомнилась особенно. Мы играли на первой доске, это была ответственная партия. В один момент я сделал свой ход и встал из-за стола. Смотрю, Таль склонился над доской и напряженно вглядывается в позицию. Я подумал: « Надо же, какой я сделал ход – удивил Таля!» С этой радостной мыслью я бродил по залу. А Таль тем временем, оставаясь в том же положении, продолжал неподвижно сверлить глазами доску! Прошло пять минут, десять, пятнадцать... наконец, я не выдержал, подошел к судье и сказал: «Возможно, с Талем что-то не в порядке!» Каково же было мое удивление, когда я подошел к нашей партии и увидел, что своим последним ходом переставил слона с d3 на g5! По-видимому, Михаил тоже не сразу понял, каким образом мой белопольный слон очутился на черном поле! Мне стало очень неудобно, я долго извинялся перед Мишей. А после партии он мне сказал: «Конечно, этот ход оказался для меня неожиданным, но все же это неправильно – так ставить фигуры!»
А вот еще случай, уже за пределами игрового зала. На одном турнире в Москве Таль подошел ко мне после партии и спросил, какие у меня планы на вечер. Я сказал, что собираюсь вернуться с Ларсеном в гостиницу. Мише эта идея показалась скучной, он меня, конечно, отговорил, и вместо гостиницы мы отправились в кабак. Едим, пьем... А съедено было немало, мы провели там много часов. И вдруг я задумался: как же мы будем расплачиваться? – и полез в карманы. Миша это увидел и сказал: «Брось, в Москве платить не надо!» А я ему: «Как же нас выпустят, если мы не заплатим?» Но тут подошла официантка, стала нас обнимать, целовать, мне даже стало неловко! «Говорю же, в Москве не надо платить!» – с улыбкой повторил Таль...
Однажды, тоже после таких вот посиделок, я понял, что выпито уже многовато, и сказал: «Миша, как же ты будешь играть завтра – дыхнешь на соперника, и ему станет дурно!» Миша пообещал, что таких проблем не будет, и гулянье продолжилось. А на следующий день перед партией он заказал чай с липой и попросил положить липы как можно больше. Когда ему принесли этот чай, он стал доставать липу и жевать ее! Я смотрел на него с большим удивлением, однако средство оказалось действенным.
Таль вообще был большим озорником. Все ему было нипочем! Шли мы с ним однажды в гости. На улице мороз жуткий, а мы одеты легко – идем, ежимся от холода. Я говорю: «Замерзнем ведь, надо пойти в гостиницу одеться». А он мне: «Вот когда вернемся в гостиницу, тогда и оденемся!»

Драголюб Велимирович и Зоран Спасоевич

Командный чемпионат азиатских городов