7 августа 2011

Н. Т. Гаприндашвили: Хоу Ифань еще должна доказать свое превосходство

Нона Терентьевна Гаприндашвили, пятая чемпионка мира по шахматам, удерживала высший титул в течении 16 лет (1962—1978). На этапе женского Гран-при в Ростове-на-Дону легендарная шахматистка выступает в качестве технического советника. О женских соревнованиях экс-чемпионку мира расспрашивала Анна Буртасова Фото Анастасии Карлович (официальный сайт)


Нона Терентьевна Гаприндашвили, пятая чемпионка мира по шахматам, удерживала высший титул в течении 16 лет (1962—1978). На этапе женского Гран-при в Ростове-на-Дону легендарная шахматистка выступает в качестве технического советника.

О женских соревнованиях экс-чемпионку мира расспрашивала Анна Буртасова
Фото Анастасии Карлович ( официальный сайт )
gaprindashvili1.jpg

Мы очень рады видеть такую легендарную шахматистку в Ростове-на-Дону. Как вы оцениваете организацию первого этапа женского Гран-при?

Организация совершенно нормальная, есть все условия для творческой игры. Очень важно, что на шахматной карте появилась новая точка – Ростов. То, что Ростов взялся за проведение одного из этапов Гран-при, очень важно, и это даст импульс к развитию шахмат.

Сравнивая с советскими временами, женские соревнования стали организовываться на более высоком уровне или нет?

Уровень организации всегда был хороший. Разниц в том, что в наше время не было такого количества коммерческих турниров. Были официальные соревнования: Олимпиады, чемпионаты мира, чемпионаты Европы, где призы были не так высоки. Теперь, особенно после того, как господин Илюмжинов стал президентом, появилось больше частных турниров, шахматисты стали лучше зарабатывать. Это очень важный момент. Творчество и деньги вместе – это хороший тандем.

Дело в том, что в СССР, наверное, для шахматистов более важной была стипендия, нежели призовые?

Тогда о деньгах вообще нельзя было говорить. Были совершенно другие порядки. Преимущество было в том, что была хорошая пропаганда, государство было заинтересовано в обучении детей, создавались все условия для роста личности (как для учебы в школе, так и роста в других сферах). Все это было хорошей пропагандой для социалистической страны. Сейчас этого не стало. Многие дети не ходят в школу, а если ходят, то эти реформы образования, по крайней мере которые идут в Грузии, меня не удовлетворяют. Плохо же было то, что за границу выезжали по квотам. Я как чемпионка мира могла играть только один-два турнира в году, даже несмотря на то, что меня приглашали гораздо чаще. В шахматах было очень много сильных игроков. Каждому нужно было дать какой-то турнир. Квоты нас ограничивали. Сейчас в этом смысле полная свобода, никто ни на кого не давит. Но минус в отсутствии бесплатных секций и заботы государства. Тем не менее, свобода жизни и действий очень много значит. Я считаю, что, если шахматист талантливый, то из любой ситуации он сможет хорошо выйти.

gaprindashvili2.jpg В данный момент претендентка на титул чемпионки мира определяется в турнирной серии Гран-при. В прошлом году ей стала Хампи Конеру, которая вскоре сыграет матч с Хоу Ифань. Вы же привыкли играть матчи претенденток. Какая система на ваш взгляд лучше?

Я не принадлежу к тем шахматистам, которые ругают одну систему и хвалят другую. В мое время было легче в том отношении, что были длинные матчи, настоящая серьезная борьба и подготовка. Но времена меняются. Когда я стала чемпионкой мира, 21 год считался очень молодым возрастом. Сейчас это уже опытные спортсменки. Можно уже участвовать в чемпионатах мира до 8 лет. Теперь совершенно другой подход. Сейчас было бы очень сложно найти спонсора и провести длинные матчи претенденток. Только один матч можно организовать, на первенство мира, и то конечно не из 16 партий.

Официально появились быстрые шахматы, которые я очень любила. Всякие турниры имеют право на жизнь – и блиц, и рапид. Я приветствую отмену откладывания партий. Я помню, когда я откладывала партии, особенно поначалу играя в мужских турнирах (и они еще косо смотрели на женщин и пытались экзаменовать меня в каждом поединке), было очень тяжело. Между собой мужчины делали две-три ничьи во время турнира, а со мной играли до голых королей. Когда турнир шел без выходных, с утра нужно было доигрывать, после обеда уже садится играть вновь – это была колоссальная нагрузка. В те годы у меня очень много хороших партий испорчено ходами перед контролем, потому что мне очень хотелось закончить без откладывания, я играла быстро и совершала ошибки. Кроме того, невозможно спать ночью – все время думаешь о шахматах. Пускай шахматисты говорят, что несколько цейтнотов создают стрессовую ситуацию, но уж лучше потрать больше энергии здесь и сейчас, чем не спать ночами и анализировать. Я сейчас говорю об откладывании, если отбросить компьютеры. Имею в виду, что есть что-то, что мне больше нравилось в тех временах, а есть перемены, которые я очень приветствовала. Вы не найдете одинаковых мнений.

Но все же, вам лично какой формат розыгрыша первенства мира больше нравится – турнирный, как здесь, или матчевый?

Это уже не имеет значения. Матчи, конечно, это очень солидно. Но по теперешним временам устраивать матчи – это очень сложно для организаторов. Нужны хорошие деньги, и это долго. Для меня современная система абсолютно приемлема, но вы лучше спрашивайте тех, кто играет и борется.

Но большинству участниц этого турнира систему розыгрыша не с чем сравнить, они не играли матчи.

Зато я не играю сейчас. Поэтому, как бы я не сравнила, это будет лишь мое мнение. Вообще же, любая система имеет право на жизнь. Если человек талантливый, с характером, использует свой талант, то он будет показывать результат при любом регламенте. И тут уже я не принимаю споры.

Долгое время в мире доминировали грузинские шахматистки. Затем наступил момент, когда, скажем так, наступила эра китаянок. На ваш взгляд, почему это произошло?

29 лет (16 лет я была чемпионкой мира, 13 лет - Чибурданидзе) корона была у грузинок. Я успела сыграть 12 олимпиад, у меня 11 золотых медалей, причем последняя – уже за Грузию, не за СССР. На всех подступах к званию были грузинки – в четвертьфинальных матчах претенденток, в полуфинальных, в финальном. Зачем я это перечислила? Невозможно не только для маленькой, даже для большой страны, чтобы такая доминация была постоянной. Обязательно случится какое-то затишье. Несмотря на то, что грузинская команда неоднократно брала олимпийское золото, это нельзя сравнить с тем, что было раньше, потому что мы выигрывали просто все, не только в командных, но и в личных турнирах. Вечно ничего не бывает. Пройдет время, и, я думаю, найдутся шахматистки, которые будут бороться за личное первенство. Но общий уровень остается высоким.

Я не удивляюсь, что столь хорошо стали играть китаянки. Китай – очень большая страна, и там развиваются все виды спорта, не только шахматы. Китайские спортсмены оказывают большое сопротивление на Олимпиадах по всем видам спорта, когда считается неофициальный командный зачет.

Как вы считаете, кто именно в личном первенстве сможет противостоять китаянкам и конкретно Хоу Ифань?

Во-первых, Хоу Ифань еще должна доказать свое превосходство. Она играет неплохо, но есть и другие, кто соображает. Я пока не вижу стабильности. За последнее время чемпионки меняются, два раза никто не взял первенство. Когда придет эта стабильность, можно будет отвечать на ваш вопрос. Пока той же Хоу Ифань нужно доказать, что она безоговорочно первая. Ее успех нужно утвердить и продлить.

В предстоящем матче между Конеру и Хоу Ифань кому вы отдаете свое предпочтение?

Что сказать, наверное, все-таки Хоу Ифань. Я думаю, что Конеру немного остановилась в росте. Помню, я играла в ветеранском мужском турнире в России. Там был Разуваев. Мы разговорились о Конеру, тогда это было новое имя. Он заинтересовался, увидел, что она обыгрывает гроссмейстеров. Тогда он очень высоко оценил ее игру. Я тоже присмотрелась, и мне тогда казалось, что она займет очень высокое положение, будет одной из тех, кто поборется за первенство в мире. Но затем она остановилась в росте. По моему мнению, ей не хватает хороших советчиков, ей нужна помощь. Фактически, кроме отца, у нее никого нет рядом. Это большое упущение. Она добилась таких успехов, когда необходимо улучшать результаты с помощью профессионалов. Я никого не хочу этим оскорбить, но это нормальная спортивная жизнь.

Н. Т. Гаприндашвили экзаменует президента шахматной федерации Ростовской области С. А. Нестерова

Евгений Потемкин:
Вы можете назвать самых перспективных грузинских шахматисток?

Дзагнидзе сейчас выделяется, но тоже играет неровно. То сыграет блестяще, то наоборот. В прошлом году она просто выпустила свой шанс в серии Гран-при. На этапе в Катаре в последнем туре все легло в пользу Конеру. А Дзагнидзе упустила столько шансов – проиграла с лишней фигурой в предпоследнем туре, например. Что случилось, сможет объяснить только сама Нана.

Конкретно выделить кого-то из молодых я не могу – состав довольно ровный. Паикидзе, например, провалила чемпионат Грузии, хотя целый год здорово выступала в России. Конечно, она талантливая, но я должна увидеть серьезные результаты, чтобы что-то сказать.

Мелия – нормальная девочка, но таких шахматисток у нас есть еще целая группа. Среди них то одна впереди, то другая. Но эти результаты не соответствуют тому, чтобы претендовать на титул чемпионки мира. Командой они могут добиться любого результата, а вот индивидуально я пока не могу никого выделить.

Евгений Потемкин: Вы вспоминали ФИДЕ и Кирсана Николаевича. Я так понимаю, что политика Илюмжинова, в том числе, заключается в том, чтобы находить новые шахматные центры. А с другой стороны, его критикуют за то, что шахматы ушли из больших городов, а столицы – это большие призовые, спонсоры, реклама. Вы какого мнения придерживаетесь?

Простите, но я эту критику не воспринимаю. Это неправильная критика. Если бы Кирсан Николаевич нашел бы спонсоров в тех же больших городах, он с удовольствием проводил бы соревнования там. Но чем больше найдется городов, областей, которые захотят проводить шахматные турниры, тем больше будет расширяться география, что плохого? Что, шахматисты не могут сесть в самолет, прилететь и играть? Для меня важно, что нашлись люди, которые выделяют деньги, занимаются спонсорством, положение шахматистов становится лучше.

Спасибо за беседу, Нона Терентьевна.


Командный чемпионат азиатских городов