16 августа 2012

Наталья Погонина: Сладкое я не могу оставить!

Новая чемпионка России ответила на вопросы корреспондента сайта РШФ Этери Кублашвили

– Наташа, поздравляю с победой в чемпионате! Расскажи, как сейчас себя ощущаешь, какие у тебя эмоции.

– Спасибо! Да пока никаких, я не очень хорошо себя последние дни чувствовала, поэтому ничего такого особенного не ощущаю. Закончилось всё и закончилось.

На Суперфинале такие правила, что в случае дележа надо играть тай-брейк. Я уже один тай-брейк проиграла, не очень хотелось бы повторять этот опыт. Но сейчас мне достаточно было ничьей в последнем туре, чтобы занять чистое первое место.

– На тай-брейке уступила, кажется, Алисе Галлямовой?

– Я была тогда всё равно рада, что попала в тройку, не особо расстроилась. Но мне, конечно, очень не нравится, что после напряженного соревнования приходится еще играть дополнительные турниры в быстрые шахматы или блиц для определения победителя. Все-таки в «круговике», мне кажется, Бергер – достаточно объективный показатель. Если у кого-то выше коэффициент, то смысла устраивать «перебой» я не вижу. Тем более, как у нас тогда получилось с Алисой. Мы подошли к тай-брейку в совсем разных состояниях: у нее получилась достаточно быстрая ничья с Таней Косинцевой, а я играла пятичасовую тяжелую партию с Таней Шадриной. И, конечно, физические кондиции у нас оказались разными. В принципе, сегодня может получиться то же самое у мужчин. Я считаю, это неправильно. Не стоит превращать Суперфинал в какую-то рулетку. (От редакции: как известно, для переигровки у мужчин был назначен дополнительный день.)

"Я просто играла в своем ритме"

– Какие планы после турнира?

– Съезжу на два дня домой – вещи сменить, а затем поеду на сборы, у нас же Олимпиада на носу. Меня 16 августа уже ждут на сборах, наверное, будут гонять по полной (смеется), над дебютом работать и так далее.

– А после Олимпиады отдых предвидится?

– К счастью, да, будет месяц отдыха, хотя бы всей семьей побудем вместе. А потом Кубок европейских чемпионов в Израиле. Наша команда АВС – действующий чемпион, и, конечно, мы хотим вновь выиграть.

– Понятно. Какую партию этого Суперфинала можешь выделить?

– В принципе, мне многие партии нравились, немало интересного было. Думаю, с Таней Косинцевой неплохая партия получилась, достаточно чистая с моей стороны, без каких-то особых ошибок. Я бы ее выделила еще и потому, что мне в первый раз удалось выиграть у Тани.

– Ничьи были в основном?

– Ничьи и поражения, да. Так что эта победа, мне кажется, стоит особняком.

– В каком настроении начинала турнир, какие цели перед собой ставила?

– Особых целей я не ставила, думала: хорошо бы попасть в тройку, потому что, честно говоря, Высшая лига – это всегда довольно тяжелый турнир, из него непросто отобраться. А тройка гарантирует место в Суперфинале. Да, вот такие простые задачи! Я не ставила перед собой высокие цели, поэтому не особо переживала, не смотрела в таблицу, просто играла в своем ритме. И, конечно, повезло, что в это время проходила Олимпиада, я очень сильно на нее отвлекалась, каждый вечер устраивала двух- или даже трехчасовые «боления». Благодаря этому никакого турнирного напряжения не ощущала.

– За кого болела?

Да за всех подряд! (смеется)

– За все виды спорта?

– Мне все виды нравятся, особенно легкая атлетика. Я прыжки в высоту очень люблю, и так приятно, что наши порадовали!

– А за тебя здесь муж болел?

– Да, со мной приехал муж. Он старался лишний раз в зале не появляться, чтобы не нервничать. Он здесь, в основном, своими делами занимался и меня поддерживал.

– А кто-то из тренеров помогал, или сама готовилась?

На этом турнире со мной работали два замечательных гроссмейстера: Владимир Георгиев и Роман Овечкин. Огромное им спасибо! Я уже с ними давно сотрудничаю, и во время Суперфинала они мне тоже помогали.

– По скайпу?

Да. А здесь находился Павел Владимирович Лобач, который внес очень большой вклад в мое шахматное становление. Он, конечно, тоже за меня переживал, болел, старался как-то поддерживать. Но вообще он отвечал за подготовку Баиры Ковановой.

– Тебя устраивают занятия по скайпу, или вживую все-таки лучше?

– Конечно, вживую лучше, но в финансовом отношении тяжело приглашать на турниры тренеров. Понятное дело, во время Суперфинала нужна солидная поддержка, то есть нужно, чтобы тренеры готовили. Но подготовка по скайпу стала уже делом привычным, мы не первый раз так готовимся. Влад однажды ездил со мной на чемпионат мира – в 2010 году, когда я вылетела в первом круге, проиграв Баире Ковановой. Он должен был приехать заранее, как и я, но из-за плохой погоды не смог вовремя вылететь и опоздал на первую партию, которую я проиграла. Фактически, он успел только ко второй половине второй партии. Грустно тогда получилось, такая была неприятная история… А по скайпу ничто не мешает готовиться, Интернет здесь хороший, так что всё было нормально.

Наталья Погонина на пресс-конференции

– Отсутствие в составе Александры Костенюк сказалось на общем уровне турнира?

– Конечно, с Сашей было бы еще интереснее, потому что она – одна из ведущих шахматисток в России. Но так получилось, что ей тоже нужно было отбираться, а этап Гран-при в Казани совпал с Высшей лигой, и понятное дело, что она играла в Гран-при. Но всё равно состав хороший. Таня с Надей вернулись (в прошлом году их не было), и они ощутимо придали силу, интригу турниру.

Как тебе организация турнира в целом? Понравилось играть в «Рэдиссоне»?

– Мне всё понравилось. На мой взгляд, гостиница хорошая и расположена удачно. Единственное, рядом мало природы. Вот это проблема! Поблизости только маленький парк, совсем малюсенький, а Москва-река далеко, где-то за оградой.

Но ты гуляла всё равно?

– Ну да, потому что иначе никак. В выходной на пароходе прокатились.

– И как, понравилось?

– Да, понравилось. Единственное, я поехала в шортах, и почему-то одна коленка у меня сгорела. Мне сейчас приходится в штанах ходить, потому что в юбках не могу, у меня ярко-красное пятно на коленке (смеется). Но оно уже, вроде, спадает. Я так до сих пор и не знаю, почему только одна коленка сгорела. В общем, было весело, мне понравилось два часа по Москве-реке кататься, здорово! Я, в принципе, в Москве чувствую себя вполне комфортно.

– А переезжать сюда не планируешь?

– Даже не знаю, вопрос пока нерешенный, как дальше быть, что делать. Понятно, что хорошо бы жить в Москве или где-то рядом, потому что на все зарубежные турниры ездишь через Москву. То есть, логистика упрощается. Но всё это, конечно, вопрос непростой.

– А пока живешь в Саратове, да?

Фактически, я живу сейчас на два города – Саратов и Ставрополь, потому что, когда я на турнирах, мой сын Коля живет с моей мамой в Ставрополе. И я провожу большую часть времени в поезде, курсируя между турнирами, Саратовом и Ставрополем.

– Успеваешь с ребенком побыть, позаниматься с ним?

– Ну да. Сейчас в Саратов его заберу на месяц после Олимпиады, потом опять придется везти обратно. Потому что в Израиль надо будет ехать, а потом в ноябре будет чемпионат мира в Ханты-Мансийске.

– Ребенок-то уже сильно вырос?

– Да, подрастает. Единственное, он у нас пока стесняется: не хочет говорить, что-то у него немножко не получается. Но мы работаем, он на занятия ходит, так что я надеюсь, что постепенно всё будет нормально.

– А ты брала его, кажется, с собой в Сочи?

– Да, но в этом плане поездка была ужасной. Первый раз он устроил такие капризы там, очень тяжело было. Не знаю, почему, но он вел себя там безобразно, так что тяжеловато было. Вообще, он на море хорошо себя чувствует, а тут просто прорвало его. У него и так характер непростой. Но если что-то ему в голову взбредет, это всё!

– На себя-то времени хватает? Как планируешь отметить победу в Суперфинале?

– Да не думала об этом, кстати. Я не пью практически ничего, только очень редко, поэтому с алкоголем я ничего не отмечаю. А еще, на самом деле, уже вечером уезжать надо, а завтра приеду – снова надо будет собирать вещи. Может быть, какой-нибудь тортик на сборах для всех надо будет купить, «проставиться», как говорится (смеется).

– Тортик, понятно. Диету, значит, не соблюдаешь?

– Особо не соблюдаю, но стараюсь не пить газированных напитков, потому что вредно. Также стараюсь поменьше есть жирного. А в сладком тяжело себя ограничивать. Сладкое – нет, сладкое я не могу оставить!

– Наташа, спасибо за приятную беседу и удачи!

– Спасибо!

Благодарственная речь чемпионки

Фотографии Владимира Барского и Этери Кублашвили