20 июня 2012

Кузнец своего дежавю

О заключительном, девятом туре Мемориала Таля рассказывает Владимир Барский

"Выходят на арену силачи..."

Назвать его «везунчиком» язык не поворачивается – слишком много совпадений, чтобы можно было говорить о простом везении. «Гипнотизер» – это к Виктору Львовичу Корчному. «Кузнец своего счастья» – очень уж банально и штампованно. Скорее, речь может идти о фантастической устойчивости, изобретательности в сочетании с огромной практической силой. Как бы то ни было, Магнус Карлсен снова побеждает в Мемориале Таля!

Причем побеждает точь в точь как и год назад: по заказу выигрывает черными в последнем туре и набирает те же счастливые «+2», а все конкуренты «по заказу» обеспечивают нужные результаты. Дежавю! Впрочем, есть и отличие: в ноябре 2011-го Карлсен разделил первенство с Ароняном, а сейчас оказался в гордом одиночестве.

Ай да Магнус!

Как вы помните, перед заключительным раундом на чистом первом месте шел Фабиано Каруана, и даже ничья приносила ему главный трофей: итальянский гроссмейстер стартовал под номером 10 и потому сыграл 5 партий черными, а его основные конкуренты Карлсен и Раджабов – по 4. Однако не получилось: Левон Аронян очень уж хотел выйти из минусовой зоны, и он был в этот день неудержим.

Левон против Фабиано

Прощальное па операторов

Фабиано Каруана подзабыл вариант...

Надвигается Магнус Карлсен

А раньше всех завершили турнир Хикару Накамура и Теймур Раджабов. Как рассказал чемпион США, он хотел изобрести в дебюте что-то интересное (опять была разыграна система Россолимо, входящая в моду после матча Ананд – Гельфанд), но у него ничего не получилось. Соперник нашел несколько точных ходов, и позиция черных стала никак не хуже. Азербайджанский гроссмейстер стал подумывать о перехвате инициативы, но белые нашли удачный маневр Qg4 и Ne2 (с потенциальной угрозой Ne2-f4-h5), после чего черным пришлось упростить позицию. Шансы уравнялись, игра «затупилась», и, не дотянув одного хода до искомых 40, соперники оформили троекратное повторение позиции.

Говоря о своем выступлении в целом, Хикару Накамура отметил:

– Результат не выдающийся, хоть и не особенно плохой. Больше всего меня огорчает то, что я не сыграл ни одной партии, от которой сам был бы в восторге.

Теймур Раджабов:

– В целом, впечатления у меня положительные – мне кажется, я играл нормально, результат тоже нормальный. Но можно было выступить лучше; в 7 и 8 турах я провел партии очень неубедительно: у меня было совершенно выиграно с Каруаной и был приличный перевес с Левоном, оставалось только сделать технически грамотные ходы. Вместо этого я, мягко говоря, наиграл… Эти две партии стали для меня неприятным сюрпризом; если бы набрал в них «+1», то назвал бы турнир хорошим, а так – неплохой. Считаю, что находился в плохой форме, и набрать в таком состоянии «+1» тоже, в принципе, ничего.

Счастливый победитель

А затем на встречу с журналистами пришел сияющий Магнус Карлсен, которому удалось без видимых усилий одолеть яркого тактика Люка Макшейна. Победитель прокомментировал эту партию, а его соперник, в основном, с грустью смотрел на экран и лишь изредка что-то дополнял.

Л. Макшейн – М. Карлсен

Испанская партия

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0–0 Be7 6.Bxc6 dxc6

– В этом варианте с разменом на с6 игра развивается медленно. Иногда белым удается получить небольшой перевес, но обычно возникает примерно равная позиция, где обе стороны ведут медленную маневренную борьбу.

7.d3 Nd7 8.b3 0–0 9.Bb2 f6 10.Nc3 Re8 11.Kh1 Nf8 12.Ne2 c5 13.Nh4 Ne6

 

14.Nf5

– Белые не пошли на вариант 14.f4 Nxf4 15.Nxf4 exf4 16.Rxf4 (в надежде объявить мат после 16…g5 17.Nf5 gxf4 18.Qg4+ Kf7 19.Nh6+) из-за 16...Bd6, как я собирался пойти, 17.Rf2 Be5 18.Bxe5 Rxe5, и позиция близка к равенству.

14...Bf8 15.Ne3 Nd4 16.f4 Be6

– В случае 16…Nxe2 17.Qxe2 exf4 18.Rxf4 у белых получше, поскольку конь на е3 расположен очень удачно. Я хотел получить более сложную позицию.

17.fxe5

– Другая возможность – 17.f5 Bf7 18.g4 b5. Черные пока не грозят пойти с5-с4, но у меня всегда будет эта возможность, а белым трудно прорваться на королевском фланге. Так что размен на е5 – вполне нормальное продолжение.

17...fxe5 18.Ng1 g6 19.c3

– Пуанта позиции в том, что на 19.Nf3 я играю 19…Bh6, и у белых нет удобного способа обезопасить этого коня. Например, на 20.Nc4 последует 20…Bg4.

Люк Макшейн высказал предположение, что ему имело смысл пойти на этот вариант и продолжить здесь 21.Bxd4 cxd4 22.h3. Гроссмейстеры пришли к выводу, что после примерного 22…Bxf3 23.Qxf3 b5 24.Qf7+ Kh8 25.Na5 Rf8 26.Qd5 (или 26.Qe6 Qd6) 26…Qd6 27.Nb7 позиция остается достаточно сложной, но никаких затруднений у черных, конечно, уже давно нет.

19...Nc6 20.Nf3 Bg7 21.Qe1

– Наверное, белым стоило повременить с этим ходом и пойти, например, 21.h3. Но в целом я считаю, что у черных всё в порядке.

21…a5

– Я был рад возможности сделать этот ход.

Л.М.: – Я совсем забыл о нем!

– Надо отметить, что после 21...Qxd3 22.Rd1 Qxe4 23.Ng5 белые ловят ферзя, а ход 22...Qb5 я даже не рассматривал. Это выглядит слишком уродливо, белые сыграют Ng5, Nd5, Qh4 с атакой.

22.Rd1 a4 23.bxa4 Rxa4

– Я немного изучал 23...Bxa2, но это, по-моему, чересчур большая потеря времени: 24.c4 Bb3 25.Rd2 Bxa4 26.h4 или 26.Qg3 с инициативой за пешки. Наверное, это возможное продолжение, но мне оно не нравилось.

24.a3 Rf8 25.Bc1 Ra8

– Возвращаюсь, чтобы соединить мои ладьи.

26.Qg3 Bb3 27.Rde1

– Думаю, это слишком оптимистичный ход. Лучше 27.Rd2 Bh6 28.Qe1 Be6 29.Rd1 Bf4, и партия продолжается в довольно остром ключе (нехорошо 30.c4 из-за 30…Nd4).

 

27...Qxd3 28.Ng4 Be6 29.Nh6+ Kh8 30.Qh4

Л.М.: – Возможно, у меня было что-то другое, например, 30.h4.

– Тогда 30…Ra4, атакуя пешку е4. Например, 31.Rd1 Qxe4 32.Rfe1 Rxf3 33.Rxe4 Rxg3 34.Rxa4 Bf6. Или просто 32...Qc4 33.h5 gxh5, ведь конкретных угроз у белых нет.

30...Bf6

– Очень важно, что у меня есть эта возможность, потому что теперь белые не могут сыграть 31.Ng5 из-за 31...Bxg5, а иначе угрозы белых могли стать очень опасными.

31.Bg5 Bxg5 32.Qxg5 Kg7

– Здесь уже позиция белых проигранная.

33.Qc1 Rf4 34.Rd1 Qc4 35.Rfe1 Raf8 36.Ng5 Bc8 37.g3 Rf2 38.Nf5+ gxf5 39.Nh3 Re2 40.Qg5+ Kh8. Белые сдались.

– Ваши впечатления о турнире в целом?

Магнус Карлсен:

– Думаю, это был очень интересный турнир, со множеством перипетий, которые никто не мог предугадать. Что касается моего выступления, то я стартовал медленно, первые три партии оказались, мягко говоря, не слишком впечатляющими. Но после этого я заиграл неплохо. Партия с Грищуком, хоть я и не выиграл, была очень интересной. После этого, думаю, я в основном контролировал ситуацию. Я стал победителем турнира, и это очень приятно! Как и в 2011 году, в последнем туре было много удачных для меня результатов, которые позволили мне занять первое место.

Люк Макшейн:

– Конечно, я несколько разочарован сегодняшней партией, но в целом очень доволен своим выступлением. Мне удалось выиграть 3 партии, но я проиграл 4; видимо, это плата за риск, который мне приходилось брать на себя! Меня больше волновало, чтобы партии получились интересными, содержательными, а не конечный результат. Думаю, мне удалось многого здесь добиться.

После окончания пресс-конференции самый бескомпромиссный участник турнира (у Люка Макшейна всего две ничьи в таблице) ответил еще на несколько вопросов нашего корреспондента Этери Кублашвили:

Люк, хотелось бы узнать еще немного о вас. Вы работаете в банке.

– Ну, это не совсем банк; скажем так: я работаю в финансовом секторе.

Вы получили финансовое образование?

– Нет, я изучал математику и философию, но это послужило хорошей основой для моей карьеры.

А какой у вас график работы?

– Я работаю каждый день, подолгу. Однако иногда я окунаюсь в мир шахмат и наблюдаю за разными событиями. Например, когда шел матч на первенство мира, я, как и любой большой любитель шахмат, с интересом наблюдал за ним.

Работа оставляет время для занятий шахматами?

– Конечно, совмещать это непросто. Я уверен, что времени на подготовку у меня было меньше, чем у моих соперников. Но мне помогал мой секундант гроссмейстер Питер Уэллс, и мне кажется, мы провели большую работу, нашли много идей. Встречаясь с такими сильными шахматистами, легко почувствовать большое давление даже в дебюте, но думаю, что в целом я сражался с ними на равных.

Какие у вас хобби?

– Да самые обычные. По правде говоря, я много слушаю музыку. Фолк-музыку, например. Спортом не очень много занимаюсь: не так много, как слушаю музыку.

А в Москве уже были?

– Да, это мой второй приезд. Пару лет назад играл в «Аэрофлот Опене», но это было зимой, а летом Москва становится совершенно другим городом.

У вас сложились какие-нибудь стереотипы о России и россиянах?

– Нет, совсем нет. У меня было, скорее, «благоприятное» предубеждение, поскольку в школе я учил русский язык. К сожалению, мой русский слабоват. Например, я не могу поддерживать беседу на русском на пресс-конференции. Но, тем не менее, язык я немного знаю. И бывать в России мне очень интересно. В Москве очень красиво!

Этери Кублашвили и Люк Макшейн

Едва закончилась партия Аронян – Каруана, и соперники вышли в холл, как к итальянскому гроссмейстеру подошел его тренер Владимир Чучелов и увел вниз по лестнице «на пару ласковых». По словам Владимира, его подопечный, несмотря на напоминание тренера, не повторил острый вариант, а он-то и встретился в партии; в итоге Фабиано просто не вышел из дебюта.

Критическая позиция возникла после 19-го хода белых, когда черные могли выиграть, да еще и с шахом, центральную пешку е4. Правда, для этого им пришлось бы расстаться со своим «грюнфельдовским» слоном g7, резко ослабляя позицию своего короля. Каруана надолго задумался, но отказался принять «данайский дар». А Левон Аронян потом поразил своим признанием:

– Удалось взять соперника на понт! Я очень волновался, потому что не помнил, как надо играть после взятия пешки. В какой-то момент я понял, что других хороших ходов у черных просто нет, поэтому ждал, что Фабиано именно так и сыграет. Но когда он отказался от взятия, мне стало, конечно, гораздо легче. Хотя без подготовки забирать эту пешку страшно – партия может сразу закончиться.

Что ж, зрителям не удалось узнать, вспомнил бы Левон свой домашний анализ или нет. В партии его перевес стал устрашающим, но потом армянский гроссмейстер начал действовать небрежно и создал сам себе затруднения. Однако в решающий момент собрался и нанес неотразимый удар.

– Ваши впечатления о турнире в целом?

Фабиано Каруана:

– Конечно, я разочарован этой партией, поскольку был близок к тому, чтобы выиграть турнир. Но такие вещи случаются; например, я запросто мог проиграть Теймуру Раджабову, но там мне повезло. Считаю, я показал хороший результат.

Левон Аронян:

– Я рад, что удалось закончить турнир не в минусе. Вначале я играл невыразительно, без огонька, но в конце чувствую, что прибавил. Была бы еще пара туров!..

Левон решил проверить в блице нашего переводчика Максима Длуги. Но... не справился с волнением!

Гостья пресс-центра - чемпионка мира по блицу Валентина Гунина. У Вали всегда хорошее настроение!

Наталья Жукова и Мария Грищук

Грищуки

Александр Грищук завязал черными большую борьбу с Евгением Томашевским. Поначалу борьба эта складывалась к выгоде белых: как рассказал позднее Евгений, ему удалось предугадать выбор соперника и основательно подготовиться. Однако затем белые грубо ошиблись, и огромный перевес оказался на стороне черных. Кажется, минимум два раза Грищук мог форсированно выиграть, но в цейтноте упустил эти возможности. А когда контроль был пройдет, белые сумели защититься единственными ходами.

Евгений Томашевский подвел итог этой напряженной схватки:

– Как минимум, по одному грубому зевку соперники допустили, но наверняка еще были ошибки.

– Как в целом проходил для вас турнир, какие можете сделать выводы?

Эта пресс-конференция оказалась последней

Александр Грищук:

– У меня не было никаких ожиданий перед стартом. Неожиданно перед последним туром появился шанс поделить первое место, но Карлсен выиграл, и шанс исчез. Ну, и я тоже не выиграл.

Евгений Томашевский:

– У меня забавная ситуация: с перфомансом почти 2700 занял чистое последнее место. Но дело не в месте, и не могу даже сказать, что я сильно огорчен. Первая половина оставила жуткое впечатление, у меня ничего не получалось, совершенно «не попадал в шара». А потом играл нормально, начиная где-то со второй половины партии с Макшейном. И в проигранной партии с Крамником, если бы я сделал один точный ход, то вообще борьбы бы не было. Исключая сегодняшний грубый зевок, я особо не терял контроль над позицией, и за вторую половину турнира мне не стыдно. Думаю, если бы я так играл с самого начала, то вряд ли оказался бы на последнем месте. Но что говорить «если бы да кабы»; как получилось, так и получилось.

Идет разбор последней партии турнира

Как оценивают свое турнирное выступление Владимир Крамник и Александр Морозевич, журналистам узнать не удалось, поскольку гроссмейстеры, сыгравшие в последнем туре самую длинную партию, не захотели идти в пресс-центр. Но, наверное, можно и так догадаться, ведь во второй половине турнира эти шахматисты проиграли на двоих пять партий подряд… Вместо общения с журналистами они остались на сцене и еще долго анализировали свой поединок, в котором белые не сумели реализовать ощутимый перевес. Зато никто не пострадал, оба прервали неудачную серию!

К анализу Крамника и Морозевича подключился Теймур Раджабов

А тем временем на сцену вынесли тарелочки для призеров и Кубок для победителя. Седьмой Мемориал Таля стремительно уходил в историю…

Фотографии Этери Кублашвили и Владимира Барского

Турнир претендентов