8 апреля 2012

Алексей Безгодов: Для меня шахматы скорее самовыражение, чем заработок

С чемпионом УрФО 2012 года гроссмейстером Алексеем Безгодовым побеседовала корреспондент сайта РШФ Этери Кублашвили

- Я бы хотела вас сначала поздравить с победой в чемпионате Уральского федерального округа. Расскажите, как проходил турнир. Вроде бы, ваш турнир собрал более сильный состав, чем чемпионаты других округов, или это не так?
- Смотря с чем сравнивать. В этом году играли три гроссмейстера, причем я был рейтинг-фаворитом со своими микроскопическими 2503. Я бы не назвал этот турнир очень сильным, а свою победу - убедительной. Убедительная победа была в прошлом году у Павла Понкратова, который отдал только пол-очка в девятом туре. Тогда, по-моему, турнир был сильнее, но я последние три года, к сожалению, не играл в первенствах УрФО, с тех пор как в 2009 году занял второе место. Но чемпионатов округов было много в моей жизни. Это и чемпионаты Приволжского федерального округа, и Урала. В 1997 году я уже становился чемпионом.

Алексей Безгодов

–Получается, вы часто переезжали с места на место?
– Не совсем так. Если сравнивать с человеком, который никогда никуда не переезжал, то я, можно сказать, мелькал, как бешеная пчела. Я жил в Челябинске, в Перми, в Ханты-Мансийске. Детство провел в Курганской области, а родился в Свердловской области. Но если сравнивать с ритмом жизни очень многих современных гроссмейстеров… Например, шахматист только-только на Украине поиграл, сейчас играет за Испанию, потом направится в Турцию. По сравнению с ними я даже как-то «медлительно» живу.


- А сейчас живете в Ханты-Мансийске?
– Да. Работаю в Югорской шахматной Академии, являюсь тренером детской сборной ХМАО-Югры.


- И как там работается?
- Обо всем округе я много не расскажу. По-моему, по актуальным данным, занимаются шахматами 17 400 детей. Президент шахматной федерации – очень сильный, это мэр города Ханты-Мансийска Василий Александрович Филипенко. Ясно, что отношение к шахматам хорошее. На самом деле ситуация в городе весьма благополучная, турниры оплачиваются, поездок очень много. Попадание в сборную округа означает, что у человека уже будет несколько командирований, несколько поездок, и спрос на него достаточно большой. Помимо этого, в Ханты-Мансийске проходит довольно много шахматных мероприятий, значительных для города событий. Одних Кубков мира прошло четыре, плюс Олимпиада 2010 года. В этом году пройдет женский чемпионат мира. Практически, крупные турниры сменяют друг друга, буквально как трамваи. А сам город маленький, но удивительно уютный. Один мой знакомый ребенок говорит: «Это как будто и не Россия». Может, звучит и не патриотично, но в данном случае, я думаю, это скорее комплимент.


- У вас там не очень холодно?
– Не холодно. Ведь это всего в 700 километрах от Екатеринбурга. На Ямале холоднее, там это действительно проблема, а здесь нет. В эту зиму занятия в школах отменяли буквально на неделю, а в прошлом году – на полтора месяца.


– А где досуг провести, есть какие-нибудь места?
– Я дома обычно досуг провожу. Когда проходят биатлонные мероприятия, приезжают тысячи людей, и они, скорее всего, испытывают потребность в досуге, их не удовлетворяет исключительно наблюдение за спортивным мероприятием. А так вроде что-то есть, я, честно говоря, не знаю, не вдаюсь в подробности. Кинотеатр один. Приезжают артисты, хорошие артисты. Киркоров недавно был. Постоянно приезжает на гастроли труппа Мариинского театра.


– Вы сказали, что провели детство в Курганской области. Там родились, да?
– Нет. В Курганской области я окончил школу. И потом начались несколько судорожные мотания по России. В Челябинске пожил, потом женился, переехал в Пермь, в Перми жил около 15 лет. Там родились две дочери, старшая из которых сейчас международный мастер, как и мама. И пожили потом еще в Челябинске года три, а затем по приглашению федерации шахмат ХМАО-Югры приехали в Ханты-Мансийск.


- Расскажите о вашей шахматной семье. Кто как играет, какие у кого достижения, кто сейчас чем занимается?
– Семья всего 4 человека. Это Светлана Эммануиловна, глава семейства. Две дочери – Маша и Таня, Маше скоро 19 лет, Татьяне – 16. Если говорить о шахматных достижениях, то у нас два международных мастера – Светлана Эммануиловна и Маша. Я – гроссмейстер, а Татьяна ждет присвоения звания кандидата в мастера. Все играют в российских первенствах. Играть нравится.

Светлана Безгодова

– А где дочери учатся: на шахматных факультетах, или другую профессию выбрали?
– Старшая, Маша, учится в РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет) в Москве. Хороший, говорит, университет, она довольна. Учится на юриста, хочет знать законы разных стран. Татьяна школу закончит через год. Светлана работает с детьми.


– Про шахматную карьеру детей понятно: они пошли по стопам родителей. А как вы сами начинали играть?
– Вначале я наблюдал за игрой отца с соседом. Когда они заканчивали сражение, то шахматы поступали в моё распоряжение. Я уносил их в свою  комнату, и весь день строил из них баррикады. Сражался против белых и немцев. Было очень интересно. Шахматы ставились на стол, я оборонялся от врагов. Тогда понял, насколько шахматы полезны в жизни, с тех пор начал играть.


– С кем-то работали, тренировались, или все сами?
– Я рос в деревне Ольховка Курганской области, где тренировать меня было некому. Папа меня учил. В прошлом году он ушел из жизни. Михаил Ефимович Безгодов в силу второго разряда, наверное, играл. Он показал ходы, и, в общем, этим ограничился. Но он покупал книги. В советское время что было хорошо – шахматные книги выходили стотысячным тиражом и более. На самом деле, этот вклад в наше массированное шахматное образование, в воспитание шахматного вкуса народа, мне кажется, немного недооценен. Сейчас шахматные книги выходят тиражом 2-3 тысячи, может, 5 тысяч. Тогда они выходили стотысячным тиражом. Это, конечно, внесло изрядный вклад в дело шахматного воспитания. Во всяком случае, в моё - точно. Если бы выходили тогда книги тиражом в 3 тысячи экземпляров, я бы не смог их купить. В стране миллионы людей играли в шахматы. А в те времена книги можно было выписать по почте. Их приносил домой почтальон. Родители покупали огромное количество книг. Их домашняя библиотека насчитывает сотни томов. Мама преподавала русскую литературу, а папа историю в школе.


– Я слышала, что вы сами пишете шахматные книги. Это правда?
– Да, было такое, что-то писал. Я автор книги о дебюте 1.е4 с5 2.а3. На Западе его называют «Дебют Безгодова». Эта книжка была издана на английском языке в Болгарии. Еще я написал довольно много статей. Сотрудничал с журналами: “64-Шахматное обозрение” и “Интеллектуальные игры”. Работал на сайте Каспарова. И сейчас пишу довольно много, но пока не издаю: много другой работы – тренерской, аналитической. Сейчас еще придется к чемпионату России готовиться.


– Вас можно назвать самоучкой?
– Да, самоучкой.


– И это, наверное, отразилось на вашем стиле игры, на выборе дебютов?
– Естественно, были у меня все эти этапы взросления. Когда проходит какой-то период игры, скорее, «в себя», чем в шахматы, то сами собой подбираются дебюты более солидные. И это приводит чаще всего к улучшению, к некой стабильности результатов. На 1 января 1997-го у меня было 2576, сейчас, я считаю, мой рейтинг немного занижен. А с другой стороны, раз он есть, значит, я такой заслужил, значит, так и надо. Ведь я довольно редко играю.


– А почему редко?
– Работа, работа, и особых каких-то шахматных амбиций не так много. Спокойнее получать более или менее приличную зарплату. И все-таки мне 43-й год пошел. То есть, на самом деле, для меня шахматы – скорее самовыражение, чем заработок, средство творческого поиска, развития каких-то еще способностей.

– А какие у вас самые значительные достижения в карьере?
– Мне очень повезло в 1993-м, когда я, будучи кандидатом в мастера, внезапно стал чемпионом России среди мужчин. Турнир проходил в Тюмени, с небольшим призовым фондом. И этот турнир я довольно-таки неожиданно выиграл. Я поделил первое место с вашим коллегой Эльдаром Мухаметовым, который после проигрыша в дополнительном матче перестал активно играть в шахматы.  Потом, в 1999-м, через 6 лет, мне присвоили звание гроссмейстера, и я занял второе место на чемпионате России по нокаут-системе. Я тогда обыграл разных людей: одолел молодого 16-летнего Александра Грищука, выиграл у Александра Ластина, а в финале проиграл Константину Сакаеву.
Летом 1996 года выиграл четыре международных турнира (два в Венгрии, чемпионат Словакии и круговой гроссмейстерский турнир в Украине). В мае 1999 года выиграл большой опен в Минске.
Много играл за команды. Сперва за “Полёт” из Челябинска в начале 90-х годов прошлого века. Был чемпионом России в составе команды “Кадыр” и вторым в Европе. Это уже в середине 90-х. В период жизни в Челябинске в 2005-2007 годах играл за команду Челябинска вместе с Карповым и Корчным.
Считался крепким командным игроком. Часто ставили играть чёрными, так как мог сделать ничью. Для игры за команду это бывает важно. Был случай, когда из 9 партий я сыграл 7 чёрными. И остался непобеждённым.


– Расскажите, пожалуйста, о выступлении на Олимпиаде. Все-таки это самое значительное командное соревнование в шахматном мире. Как играется в подобном турнире не самой сильной по рейтингу команде? Какие у нее амбиции?
– На Олимпиаде сложная игровая ситуация, конечно. На самом деле пять мужских команд из России было выставлено, я думаю, что ничего подобного никогда больше не повторится, поэтому кому-либо мой опыт вряд ли пригодится. Я оказался в команде «Россия-4», хотя буквально за пару дней не знал, буду ли за нее играть: рассчитывал выступить в Кубке Губернатора ХМАО-Югры. Тем не менее, команда была выставлена, я оказался на второй доске, сыграл 10 партий и набрал 7 очков. В последнем туре выиграл хорошую партию у Фтачника, известного теоретика. Конечно, это приятно, но это всего лишь яркое мгновение. Девушки также играли, Светлана Эммануиловна и Маша были в команде. Кстати, женская команда сыграла лучше мужской. Поделили 8 место из 120 стран.

На Олимпиаде 2010 года

– А какие у вас ближайшие планы?
– Поеду на детско-юношеское первенство России в Лоо в качестве тренера и сопровождающего, в общем, как продвинутая нянька.


– Кто из учеников отличался в таких первенствах?
– Больше всех, наверное, Маша Безгодова. У нее наград, по-моему, штук 7 в общей сложности. Она вообще одна из немногих, кто отыграл все турниры в Высшей лиге. Таких детей всего трое в истории. В этом году Маша выступает на турнире до 20 лет.  Сейчас я занимаюсь с Костей Пуртовым, молодым шахматистом с рейтингом около 2100. Будем надеяться, что он что-нибудь покажет. С Михаилом Чернюком работаю – у него рейтинг за 2200. Сильные шахматисты в Югре есть, чему пример Дмитрий Яковенко, а что они покажут - это отдельная тема, ведь в России очень много сильных игроков.


– Спасибо за беседу, Алексей. Желаю вам и вашим ученикам успехов в ближайших соревнованиях!
– Спасибо.

Фотографии Владимира Барского и из архива Алексея Безгодова

                                                                                                                                                                

Турнир претендентов