7 февраля 2016

Александр Рязанцев: Главная задача - зажечь искру в учениках!

Старший тренер гроссмейстерского центра РШФ в Сибири ответил на вопросы Дмитрия Кряквина

Александр Рязанцев хорошо известен российским профессионалам и любителям шахмат. Известный гроссмейстер зарекомендовал себя не только очень сильным практиком и глубоким теоретиком, но и с молодых лет – весьма квалифицированным тренером. Александр входил в тренерский штаб мужской российской сборной при Евгении Барееве, потом в Порто-Каррасе-2011 сам возглавлял сборную России. Позднее Рязанцев влился в мощную группу тренеров «золотых девочек» - именно союз Сергея Рублевского, Александра Рязанцева и Евгения Наера помог россиянкам добиться грандиозных успехов на мировой сцене, отодвинув на второй план могучую сборную Китая. Совсем недавно Александр Рязанцев возглавил еще и гроссмейстерский центр РШФ в Сибирском федеральном округе и собирается помочь воспитанию нового поколения отечественных юниоров. В преддверии второй сессии центра авторитетный гроссмейстер ответил на вопросы редакции сайта РШФ.

- Как появилась идея создания Сибирского гроссмейстерского центра РШФ, и как получилось, что ее возглавил именно гроссмейстер Александр Рязанцев?

- Идея появилась после того, как я побывал в Новокузнецке, где провел сеанс одновременной игры и прочитал лекцию. Именно тогда Максим Петрович Ивахин поинтересовался, как я отношусь к предложению возглавить такой центр, если он будет создан. Тогда мы обсудили это в первый раз, идея мне понравилась, и уже потом при активном участии Максима Петровича вопрос был согласован с РШФ. Ивахин постоянно держал ситуацию на контроле, и центр СФО удалось создать. Первая сессия прошла как раз под Новокузнецком, в поселке Костенково.

Старший тренер центра и его подопечные

- А когда ты сам был маленьким, то посещал сессии шахматных школ?

- Насколько я помню, был только на одной сессии в Колонтаево. В школе, которую организовывал Сергей Моисеевич Яновский. Мне было лет 10 – подробности стерлись из памяти. Помню других ребят, которые участвовали; к сожалению, многие из них ушли из шахмат. Тогда ведь, по сути, и не было в России возможности посещения сессий и занятий с гроссмейстерами. Ситуация в стране была не лучшей – самый разгар 90-х. Так что на своем опыте эффект от занятий в школе мне ощутить не удалось.

- Какие впечатления от старта работы центра? Планируете дополнительные шаги по его развитию?

- Мы провели первую сессию, и о результатах пока судить рано. Гроссмейстерский центр должен проработать хотя бы год, чтобы посмотреть на наши достижения и сделать какие-то выводы. Планы большие, масштабная стратегия. Самое важное – развитие шахмат в Сибирском федеральном округе и в России. Хотим собрать команду профессионалов. Вторая сессия центра состоится в Барнауле, и там тренерская бригада будет усилена – кроме меня, Павла Малетина и Андрея Белозерова ребятам будут помогать очень опытный тренер и хороший педагог,  первый наставник Влада Артемьева Иван Смыковский, а также подключится Ярослав Призант – тренер Алины Бивол и Ильи Маковеева. Очень надеюсь, что этот костяк будет работать и дальше.


Гроссмейстер Андрей Белозеров проверяет задание

- В чем видит старший тренер центра свою главную задачу?

- Главная задача – поделиться своими наработками, опытом, попытаться зажечь искру в учениках! Чтобы наши воспитанники любили шахматы и понимали, в каком направлении они должны работать самостоятельно между сессиями. А мы постараемся раскрыть их сильные стороны и прикрыть слабые.

Я прекрасно понимаю, что не все дети, которые приедут к нам, станут гроссмейстерами. Еще один очень важный аспект, чтобы в шахматах оставались те, кто не стал профессиональными шахматистами – мастера, педагоги, преподаватели. Именно они будут и дальше передавать этот интерес, эту любовь к шахматам следующим поколениям. Для Сибири это сейчас особенно важно! Закладывается важный фундамент на будущее. В городах, регионах округа появятся новые кадры, они будут тренировать и открывать таланты. Это поможет в будущем поколению педагогов воспитать поколение чемпионов.

С другой стороны, мы - центр РШФ, звено обучения шахматистов наивысшего мастерства, и мы хотим уже сейчас подготовить юных звезд, которые будут защищать честь России на соревнованиях самого высокого уровня, брать медали первенств Европы и мира. Ну, а тех, у кого это не получится, мы научим навыкам, которые помогут им развивать шахматы у себя на родине.

- Как строилась работа на базе под Новокузнецком?

- Всего было 69 учеников, мы распределили их на 4 группы. Основными были первая и вторая – мастерские группы. Я читал лекции, потом с каждым из наших юных гостей пообщался, побеседовал индивидуально и по итогам собеседования дал советы. Павел Малетин тоже прочел цикл лекций – мы заранее договаривались, чтобы наши темы не пересекались. К следующей сессии у нас уже будет единый план лекций, что сделает работу тренеров максимально эффективной.

Обсуждали сыгранные партии, показывали различные стратегические приемы и схемы. С помощью специально подобранных позиций тренировали расчет вариантов. Подход был всесторонним, на первой сессии закладывались основы будущих занятий. Фундамент заложен, и мне кажется, что начало получилось неплохим. Я для себя отметил некоторые детали, и с каждой новой встречей система тренировок будет только совершенствоваться.

Жили в санатории «Сибирская сказка», где находились только дети и их родители – посторонние на территорию доступа не имели. Нам помогали вожатые, которые организовывали зарядку, физические нагрузки и спортивно-зрелищные мероприятия. Питание с учетом полдника было даже четырехразовым.

Лекция известного тренера, чемпиона России по рапиду 2015 года и эксперта сайта РШФ гроссмейстера Павла Малетина

- Насколько понимаю, из регионов центру СФО пришлось набирать только тех ребят, которые остались после наполнения центров в Тольятти и Питере? То есть подавляющее число призеров первенств России разобраны по двум ранее возникшим школам. Получилось ли собрать хороший в квалификационном отношении состав, есть ли среди ваших учеников маленькие звездочки?

- Да, между центрами существует конкуренция, и на самом деле – это хорошо. Хорошо, что у родителей и детей есть выбор, куда поехать и заниматься там, где им больше понравится. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех в Барнаул с 22 по 28 марта. Положение уже опубликовано на сайте РШФ. Оно единое, общероссийское, и призеры первенств России, Европы, мира и Кубка России могут участвовать бесплатно. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы приезжали юные шахматисты не только из Сибири, но и других регионов.

Мне понравились некоторые из детей, которые занимались в центре. Не хотел бы раньше времени называть их фамилии, делать на них какой-то акцент. Не уверен, что повышенное внимание будет полезно юным шахматистам. Пусть занимаются, работают, совершенствуются. Если все получится, то мы очень скоро о них услышим.

Собеседование с Александром Рязанцевым

- Часто задают вопрос: сейчас многие гроссмейстеры включились в работу с детьми, а где результат? Где новые Крамники, Грищуки и Карякины? Ведь тратится большое количество средств, а новых элитных российских гроссмейстеров нет. Что ты думаешь по этому поводу?

- Думаю, что они уже среди нас, их успехи не за горами. Сейчас делается очень многое для детского спорта, для развития и популяризации шахмат. Шахматы охватывают все большие массы, их не так давно внедрили в школьную программу во многих регионах страны. Это обязательно даст свои плоды.

Появление компьютеров, мощных аналитических программ во многом нивелировало преимущества советской шахматной школы и преимущество нашей страны в тренерских кадрах. Кроме того, многие известные тренеры из СССР разъехались по разным странам и стали растить конкурентов отечественных юниоров. Сейчас много различных шахматных баз и учебников. Раньше нужно было искать сильного мастера, чтобы он объяснял и учил, а сейчас все можно проанализировать с движком, и тот все покажет, как на ладони. Компьютер прекрасно защищается, демонстрирует массу ресурсов.

Проблема сейчас скорее в том, что информации слишком уж много, она присутствует везде и надо уметь выбирать из нее нужную. Особенно для ребенка, который уже играет на уровне юношеского чемпионата страны. И именно здесь тренер может помочь, направить, мы в нашем центре этим будем заниматься – корректировать развитие.

- На первой сессии уже обсуждали взаимоотношения ребят с «железными друзьями»? С какого возраста такового себе стоит завести?

- Как следует изучать дебют, мы с ребятами уже обсуждали, мне очень интересно посмотреть, как участники сессии выполнят свои домашние задания. У каждого тренера свои взгляды, но могу сказать, что я буду рассказывать нашим подопечным о том, как работаю с аналитическими движками сам. А выбирать подход будут они сами.

В плане отношений с компьютером все индивидуально и зависит от того, как ребенок осваивает информацию. Кто-то копит знания и потом совершает резкий рывок, другие развиваются планомерно, и единого рецепта здесь нет. После того как ребенок изучил какие-то азы и добился первых успехов в турнирах, начал выстраивать дебютный репертуар, то потихонечку и поэтапно ему должны помогать подключать к работе компьютер. Потому что это будущее, это XXI век!

Кроме того, сейчас есть уникальная возможность смотреть видео- и онлайн-трансляции партий. С любого турнира, и особенно у нас, в России. Это бесплатные уроки гроссмейстеров, бесплатная передача информации! Раньше можно было ощутить атмосферу супертурнира разве что из журнала, и то, если повезет с автором статьи. Мне вот запомнились зарисовки из замечательной книги Александра Алехина про международные шахматные турниры в Нью-Йорке 1924 и 1927 годов. Какая была обстановка на турнире, как чемпион мира играл все свои партии. Это проникновение, это ощущение присутствия дает наибольший эффект и помогает росту! С помощью технологий нового века можно погружаться в атмосферу соревнований высочайшего уровня ежедневно. С этим точно детей надо знакомить!

- Ты сейчас живешь в Челябинской области? Какая ситуация на Урале с детскими шахматами? Приглашаешь ли своих земляков на сборы?

- На турнирах я представляю Москву, хотя живу в Челябинске с 2006 года. За Свердловскую шахматную школу сказать не готов, а вот в Челябинске сейчас определенный кризис в шахматном плане с точки зрения молодых талантов. Единичные случаи успехов есть, но тот факт, что последним человеком, который выполнил в Челябинской области звание международного гроссмейстера, был Павел Понкратов… Этот аргумент заставляет задуматься. Прошло уже столько лет!

Челябинцев на сессию школы я обязательно приглашу, и через это интервью тоже! Моя работа с детьми в области, к сожалению, пока носила лишь эпизодический характер.

- Самый важный вопрос: не поднимет ли бунт женская сборная России из-за того, что их "главного оружейника", изготовителя мощнейших аналитических снарядов бросили на помощь детям?

- Этот вопрос в первую очередь надо направить главному тренеру женской сборной Сергею Рублевскому! Мне кажется, что шахматы настолько многогранны, в них столько идей, столько всего можно отыскать… Главное - запомнить все и понять, как применять. Наша задача – научить детей думать, "копать" самостоятельно, работать день за днем и позже добиваться результатов независимо от посещения сессий. Шахматы так богаты, что мы найдем что-то свое для каждого: и для сборной, и для юных талантов!


Турнир претендентов