12 июля 2018

Алексей Сарана: Заниматься шахматами и не отчаиваться!

Победитель мужской Высшей лиги побеседовал с Дмитрием Кряквиным

- Леша, поздравляю с победой! Имя триумфатора Высшей лиги пока еще не очень знакомо широкому кругу шахматных болельщиков, поэтому расскажи о своем шахматном пути.

- Спасибо! Я начал играть в пять лет. Мой старший брат тоже играл в шахматы, но затем он к ним охладел. А мне как раз из-за брата стало интересно играть. Быстро пришли первые успехи: в 7 лет второе место на первенстве Московской области в своей возрастной группе, затем первое место на чемпионате России до 8 лет в Костроме. Тогда я стал заниматься посерьезнее.

- С кем из тренеров сотрудничал?

- Первым тренером был Сергей Анатольевич Смирнов, с ним я занимался до 11 лет, а потом работал с Владимиром Сергеевичем Беловым. С Владимиром Сергеевичем мы занимались до 2018 года, сейчас в основном занимаюсь шахматами сам.

- Как складывался турнир? Это какая твоя Высшая лига по счету?

- В первый раз играл в Коломне-2016 и набрал «-1» (4 очка из 9). Тогда особо ни на что не рассчитывал, но даже сыграл в плюс по рейтингу. Результат устроил. В Роза Хуторе финишировал «+2» и тоже посчитал это хорошим итогом. Немного повезло в последнем туре: стоял плохо с Понкратовым, но он зевнул, и я быстро выиграл.

В этот раз все шло, как надо, все партии я играл отлично. В первой партии достаточно уверенно сыграл вничью с Инаркиевым. Следующую выиграл по разработке у Алексея Дреева.

- Т. е. позиция после взятия на f2 стояла у тебя дома?


А. Сарана - А. Дреев



 20.Nde4 gxf2+ 21.Rxf2 Rxf2 22.Qxd8+ Bxd8 23.Kxf2 Bc7 24.Rg1+ Kf7 25.Rg5 Bd7 26.h6 с решающим перевесом белых.

    - Все смотрел до 20 хода. Дальше уже позиция почти выигранная, много лишнего времени и несложная реализация.

Потом была сложнейшая партия с Кириллом Алексеенко. В ней я хорошо считал и в какой-то момент тонко пожертвовал пешку. Это оказалось сильным решением, и мне стало уже гораздо проще играть. Соперник запутался, и я осуществил решающую тактику (обзор 2-3 туров).

Следующим моим противником оказался Денис Хисматуллин. Я готовился к сицилианской защите, рассчитывал, что возникнет боевая, сложнейшая позиция. Но он избрал «берлин». Там я почти ничего не знал, готов не был. Решил играть спокойно, но соперник пошел на борьбу, выбрав при этом не самый корректный вариант. В решающий момент я нашел сильнейшие ходы и выиграл (обзор 4-5 туров).

- Все пешечные удары, b5-b6 и g2-g4, ты нашел за доской?


А. Сарана - Д. Хисматуллин



12.b6! cxb6 13.Ndb5 Qd8 14.g4! Nh4 15.Ne4 d5 16.Bf4, и вскоре черные остались без качества.

   - За доской. Дальше была партия с Артемом Тимофеевым. Опять меня удивили – он вообще до этого не играл «берлин»! Я решил действовать немного по-другому, и опять думал, что получится спокойная ничья. Однако удалось выиграть благодаря «правилу 40 ходов». Так имелся бы большой соблазн согласиться на ничью, а правила это запрещают, и я продолжал делать логичные ходы. Он лишний раз ослабился, и в итоге я уже заиграл на победу.

На доске остались белопольные слоны, при этом у меня почти все пешки по черным полям, а у него по белым. Дальше он чего-то испугался (а, видимо, бояться не следовало), совершил пешечный подрыв, и позиция черных стала тяжелой – мне снова удалось выиграть (обзор 4-5 тура).


А.Сарана - А. Тимофеев



Казанский гроссмейстер аккуратно защищался, но тут напрасно сыграл 60...b6?, что позволило белым создать опасную проходную.

- И потом удержал созданный задел?

- Старт удался, но партии и дальше протекали удачно. В партии с Александром Мотылевым я применил защиту Филидора и получил лишние 45 минут времени по итогам дебюта. Этот вариант встретился у меня на детском первенстве мира, но партия не попала в базу, поэтому противник не мог по ней подготовиться. В сложнейшей позиции у меня на часах имелось немало лишних минут, при этом именно соперник должен был искать, что делать, как прорываться. И я мог просто стоять на месте. В цейтноте Мотылева я немного запутался и не реализовал выгоды своего положения, но ничья изначально казалась нормальным результатом.



- Как пришла мысль Филидор играть против такого дебютчика, как Мотылев?

- Надо сказать, что дебют-Филидор я выбрал за 20 минут до партии! Весь выходной и на следующий день готовил другой вариант, но незадолго до партии понял, что это ерунда…Да еще Мотылев сам играл вариант черными, поэтому, думаю, точно знает, как он опровергается!

- Остальные ничьи оказались еще спокойнее?

- В партии со Звягинцевым я был настроен миролюбиво, старался играть как можно плотнее. Во французской защите получил белыми надежную позицию, но тут соперник допустил неточности, и можно было уже совершенно без риска играть на победу. Но соперник очень хорошо защищался, и особых проблем поставить не удалось. Быстрая ничья с Опариным по сути была для обоих игроков фиксацией места в Суперфинале.

В последнем туре меня тоже устраивала ничья, при которой я, скорее всего, занимал первое место.

- Пришлось бороться против бывшего шефа по детской сборной России Михаила Кобалия. Это не давило на тебя?

- Нет, больше давила важность этой партии. Я выбрал такой дебют, при котором почти не рисковал проиграть – разменную славянскую защиту. Правда, в какой-то момент позиция обострилась, слишком плохо я «сушил». Однако все срослось, и он быстро перешел в ничейный пешечный эндшпиль.

- Как тебе организация турнира?

-Отель просто шикарный! Ожидания были гораздо хуже. А за такую цену получилось отлично. Организация тоже хорошая, места за игровыми столами побольше, чем в прошлом году, но в некоторые дни было ужасно холодно. В первый день я пришел в одной рубашке и сильно замерз. Это повторилось еще в один из туров.

- В чем секрет стремительного восхождения Алексея Сараны? Ведь именно за последние пару лет ты добился больших успехов.

- Просто я повзрослел. И некоторые вещи, которые тренер говорил в 2015-2016-м, уже в 2017-2018 годах уже воспринимались по-другому. Научился работать самостоятельно, серьезно усилилась дебютная подготовка. Благодаря этому обыграл Дреева и в других партиях хуже из дебюта не выходил.

- А как обстояло дело в Китае, где ты оказался лучшим в классической части матча с представителями Поднебесной?

-Сначала мы достаточно забавно туда добирались. Ехали уже в самом Китае 8 часов. Попали в пробку и просто 2 часа стояли на месте. Проехали 500 метров и еще час стояли. А люди, которые возвращались с китайской лиги, расстояние примерно в 2000 км проехали за 5 часов на суперскоростном поезде. Мы же за 8 часов расстояние в 300 км преодолели.

Приехали, отель был просто шикарным. Питание специфическое, мне не очень понравилось, но это Китай! Начал матч я не удачно – сначала играли в блиц. Потом в классику в первой партии сильно повезло, выиграл. После этого поверил в себя и начал действовать хорошо. Хотя в одной партии, снова повезло – китайский противник не выиграл абсолютно выигранную позицию. Удалось сыграть отлично, но во многом благодаря везению.



- А ты вообще сильнее с классическим или быстрым контролем?

- Сейчас уже не знаю! В быстрых и блице тоже получается неплохо, но иногда несерьезно подхожу к этим турнирам. В Гран-при Рапид серьезных успехов у меня не было.

- С китайцами играть тяжелее или нет? У них есть своя специфика игры? Многие шахматисты говорят – кто угодно, лишь бы не китайцы или индусы!

- Как-то не заметил сильных отличий. Возможно, у восточных игроков немного заниженные рейтинги. Но это уже на среднем уровне, 2400 и ниже. Важный момент, что у средних китайцев партий в базе не так много, к ним труднее подготовиться. По игре специфики не заметил. На Аэрофлоте в этом году играл и с китайцами, и с индусами. Сыграл с ними ужасно плохо, не понравилось, но в матче взял реванш.

- Поездки требуют много времени. Как решаешь проблему с учебой?

- В этом году я перевелся в Уральский горный университет. Учился в РГУФКЕ, но там учебе приходилось уделять много времени. В УГГУ очень помогают учиться и все гораздо легче. У меня появилось свободное время для занятий шахматами и это сразу дало такие результаты – выиграл Таганрог, отобрался в Кубок мира и Суперфинал.

- Также ты состоишь в ProfChessClub?

- Клуб тоже помогает, спонсирует поездки, продвигает меня. В результате меня замечают и отправляют на соревнования.

- Какой совет от Алексея Сараны к молодым шахматистам, которые следят за его успехами?

- Заниматься шахматами и не отчаиваться, если что-то не получается! Иногда не прогрессируешь некоторое время, но если продолжать заниматься, то обязательно успехи придут. Я стоял на месте в течение двух лет, но продолжал работать и в итоге прогресс пошел!

Эрнесто Инаркиев, Алексей Сарана, Григорий Опарин и главный судья Алексей Москвин

 

Турнир претендентов