13 октября 2015

В Югорской шахматной Академии завершились курсы для воспитателей самых юных

Занятия вел Игорь Сухин

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из первых отечественных регионов, который системно, вот уже на протяжении шести лет проводит курсы повышения квалификации воспитателей и школьных учителей по шахматному образованию для развития у детей фундаментальной способности действовать "в уме" – внутреннего плана действий.

Очередные 36-часовые курсы, организованные кафедрой управления образованием "Института развития образования", прошли двумя потоками в Югорской шахматной академии: с 5 по 7 октября (обучение педагогов шахматно-задачной технологии работы с учебником "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны") и с 7 по 9 октября (обучение технологии работы с учебником "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем").

Обучение провёл Игорь Георгиевич Сухин – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник "Института стратегии развития образования Российской академии образования" (г. Москва), автор Федерального курса "Шахматы – школе", разработанного на солидной научной платформе.

Цель курсов – проинформировать об инновационных психолого-педагогические разработках в области шахматного образования и оснастить педагогов оптимальной технологией проведения шахматных занятий, которая базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А. Пономарева об этапах развития способности действовать "в уме".

В марте 2012 года Европарламент принял Декларацию "Шахматы в школе", в которой шахматы впервые в истории стали рассматриваться как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина. В резолюции международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования" (Ханты-Мансийск, 2013) было указано: "1) Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ). 2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ)"

Не случайно президент ФИДЕ Кирсан Николаевич Илюмжинов отметил, что главный принцип ФИДЕ – популяризация шахмат, удачно воплощен Югрой, где шахматы активно внедряются не только в общеобразовательные школы, но и в детские сады.

В самом деле, если сравнительно недавно основное внимание в округе уделялось шахматам в школах, то в последние месяцы задачей государственной важности стала подготовка воспитателей детских садов к преподаванию шахмат. Поэтому существенную часть слушателей курсов составили именно специалисты в области дошкольного образования, которые прилежно и старательно занимались все дни обучения.

Автор: Сухин И.Г.

Командный чемпионат азиатских городов