15 марта 2016

Шахматы приблизились к Кремлю

"Коммерсант" создал специальное приложение о турнире претендентов

Кирсан Илюмжинов, Самвел Карапетян, Серж Саргсян, Андрей Филатов (фото: World Chess)
Кирсан Илюмжинов, Самвел Карапетян, Серж Саргсян, Андрей Филатов (фото: World Chess)
В "Коммерсанте" появилось специальное приложение, посвященное турниру претендентов, прроходящему в Центральном телеграфе с 10 по 30 марта, генеральным партнером которого является группа компаний "Ташир".

В частности, в приложении опубликован материал об обширной детской программе в рамках соревнования: турнир "Юные звезды Москвы", Кубок Шахматной федерации Москвы по решению шахматных задач, командный турнир на напольных шахматах, сеанс одновременной игры со звездами шахмат, турнир "Шахматная семья", открытый блицтурнир для всех желающих с рейтингом до 2100, Кубок ШФМ среди студентов. Все соревнования поддерживаются инвестиционной компанией О1 Group и пройдут в во время турнира в "Русском шахматном доме" и DI Telegraph.

Также в приложении можно найти интервью президента ШФМ, глава фонда Legacy Square Capital Владимира Палихаты. 

О коммерческих перспективах шахмат корреспонденту "Коммерсанта" рассказал глава компании Agon Илья Мерензон.

— Как вам кажется, Москва — хорошая площадка для такого события, как турнир претендентов?

— Хорошая. Но такая же хорошая, как и многие другие города, которые отвечают нашим критериям. Их несколько. Это наличие глобальных СМИ и глобальных компаний, легкая транспортная доступность, ну и, разумеется, развитая шахматная культура. Она относится к условиям обязательным.

— А разве Нью-Йорк, где в ноябре пройдет матч за титул чемпиона мира, относится к "шахматным" городам?

— В Нью-Йорке, о чем напомнил его мэр, в парках люди играют в шахматы. На площадях в центре города играют в блиц на деньги. Так что, да, Нью-Йорк — шахматный город, как и Москва, которая нас устраивала со многих точек зрения. Московские цены — на гостиницы, на транспорт — из-за валютных курсов относительно дешевы, так что часть организационных расходов ниже, чем могла бы быть. Кроме того, в российской столице находится немало компаний, заинтересованных в глобальном маркетинге, который могут обеспечить шахматы.

— У вас не возникало проблем с поиском спонсоров для турнира?

— Меня раньше удивляли такого рода вопросы тем, что любителям шахмат интересна тема спонсоров, а не спорта, но сейчас осознал, что спонсоры — это ведь тоже часть спорта, часть шоу, часть программы. Качество спонсоров показывает статус спорта и часто определяет его популярность (ну и наоборот, конечно). Иногда спонсоры — это составляющая спорта.

— В каком смысле?

— Возьмем генерального партнера турнира претендентов группу "Ташир", основной бизнес которой - девелопмент. Вы знали, что шахматы до 1940-х годов использовались для раскрутки девелоперов? А это так. Знаменитые турниры, обратите внимание, проводились в курортных городах, таких как Карлсбад, Вейк-ан-Зее, и предназначались для повышения их узнаваемости. Так что "Ташир", сотрудничеством с которым мы очень довольны,— это, можно сказать, компания из категории традиционных шахматных спонсоров. Другое дело, что, как я уже говорил, мы пытаемся плотно работать со всеми глобальными компаниями, не важно, где они располагаются и чем занимаются — девелопментом или, может быть, хай-теком, IT-технологиями, потому что и сами шахматы — формат глобальный.

— С 1990-х годов мои разговоры о будущем шахмат с разными экспертами все время касаются темы их коммерческого и маркетингового потенциала. И я неоднократно сталкивался с собеседниками, считающими его очень ограниченным, фактически исчерпанным. Вы с этим не согласны, так?

— Это не так. Давайте приведу аргументы, иллюстрирующие отличие нынешней ситуации от той, что была, скажем, в нулевые. Первый, очевидный,— это тот факт, что шахматы, если их рассматривать как IT-феномен, вошли в список самых востребованных. Сегодня более чем на 1 млрд смартфонов загружены шахматные программы. Таким образом, у нас уже есть потенциальная аудитория в миллиард человек! При этом ее бурный рост произошел в течение нескольких последних лет — одновременно с бурным ростом рынка смартфонов. Плюс эта аудитория существенно помолодела.

Второй момент. Раньше у шахматных турниров чемпионского цикла не было единого организатора. Сегодня одной стране отдается турнир, завтра — другой. Разная визуальная пластика... Спонсоры не имели инструментов для разработки долгосрочной программы ассоциации с шахматами. После того как мы заключили долгосрочный контракт с FIDE, у спонсоров появились возможности планировать на долгий срок и формировать программы, в том числе технологические, имиджевые, юридические. Теперь все коммерческие права на чемпионский цикл закреплены за Agon, и есть механизмы для их полноценной реализации. Это, например, позволило нам заключить контракт с норвежской телекомпанией NRK сроком на шесть лет. А спонсоров интересует, как правило, только долгосрочное сотрудничество, ведь и инвестиции долгосрочные.

Еще нам, конечно, повезло с тем, что чемпионом мира стал Магнус Карлсен. Сама по себе персона чрезвычайно привлекательная в маркетинговом плане, он увеличил и привлекательность всего сектора. Важно, что сотрудничество компании-организатора и чемпиона мира усиливает позиции шахмат, где партнеры Магнуса, такие как компания--производитель питьевой воды Isklar, становятся партнерами чемпионского цикла и включаются в чемпионский цикл.

Наконец, нельзя забывать об эксклюзивности, которую в прежние годы организаторы шахматных турниров обеспечить не могли.

— Об эксклюзивности я хотел с вами поговорить отдельно. Вы уже неоднократно делали акцент на этом моменте. Но как раз невозможность гарантировать ее всегда рассматривалась в качестве препятствия для коммерческой деятельности в области шахмат.

— Мы гарантируем нашим партнерам внимание всей шахматной аудитории — это четко прописано во всех договорах. Вы же не можете представить ситуацию, при которой организатор концерта или футбольного матча разрешает всем желающим его транслировать?

— Ну, хорошо — насчет гарантии эксклюзивности визуальной картинки у меня нет сомнений. Но шахматы — это прежде всего ходы, сделанные в партиях. Вы что, в состоянии запретить их передавать?

— Да. Ходы на соревнованиях в рамках чемпионского цикла запрещено транслировать в режиме онлайн. Этим может заниматься лишь Agon через официальный сайт www.worldchess.com или наши официальные партнеры. Я понимаю, что некоторым ресурсам это очень не понравится, но такова реальность. И нарушителей, к сожалению, ждут судебные иски.

— Давайте вернемся к потенциалу шахмат. Насколько все-таки велика, по-вашему, их аудитория?

— Сформулирую так: миллиард — это количество людей, которые, по крайней мере, соприкасаются с шахматами во время крупнейших турниров, например чемпионата мира. В любом случае цифра колоссальная. Вообще, мне кажется, нет смысла спорить о том, что более глобального вида спорта, чем шахматы, не существует. Я сужу и по количеству людей, которые наблюдают за трансляциями топовых событий в интернете — а их десятки миллионов, и по количеству стран, которые такие люди представляют. Представляют они почти весь мир.

— Интернет для Agon — основной сектор работы?

— Мы работаем и с телевидением, и с печатными СМИ. Но интернет-аудитория по своему размеру все-таки значительно больше.

— Утвердившийся в нынешнем десятилетии формат чемпионского цикла вас устраивает?

— Вполне. Он достаточно хорошо структурирован, достаточно ритмичен и достаточно драматичен. Я, конечно, в курсе, что изменения предлагаются. Допустим, Карлсен высказался за возвращение розыгрыша титула к нокаут-системе. Что ж, мы готовы к таким дискуссиям и иным форматам, если выяснится, что они более привлекательны.

— Во сколько обходится проведение всего двухлетнего цикла?

— Около $9 млн.

— Вы уверены в том, что вам удастся выйти в плюс по итогам нынешнего цикла?

— У нас есть спонсорский портфель, благодаря которому ситуацию точно можно назвать стабильной. И у нас есть кейсы, которые, как я надеюсь, докажут глобальным компаниям выгоду от инвестиций в шахматы. Точно уверен, что маркетинговая ценность шахмат точно превышает упомянутую выше цифру.

— Недавно было объявлено, что чемпионский матч между Магнусом Карлсеном и победителем Кандидатского турнира примет Нью-Йорк. Надо полагать, Agon видит в нем помимо всего прочего возможность показать потенциальным партнерам, которых в Америке немало, свои возможности?

— Для нас этот матч — безусловный вызов, шанс показать себя целой группе тех компаний, которые отвечают нашим критериям. Шанс создать задел на будущее. Мы ведь не знаем, что будет происходить в шахматах через три года. А нам нужно, чтобы они не зависели от того, кто является чемпионом. Хотя, на мой взгляд, мы и так сумели добиться роста интереса к ним, и сегодняшняя активность в шахматном мире, в том числе коммерческая, находится на таком уровне, на каком не находилась уже примерно два десятилетия.




Турнир претендентов