Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
1 Сентября 2011

Резолюция международной конференции по шахматному всеобучу в Сатке

16-17 августа в южно-уральском  г. Сатка проходила международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «Шахматы в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира.

Резолюция международной конференции по шахматному всеобучу в Сатке
Резолюция международной конференции по шахматному всеобучу в Сатке
Форум собрал свыше 30 ведущих специалистов шахматного образования. России, Германии, Армении, Казахстана и Киргизии. В центре внимания работы конференции – значимость шахмат. На сегодняшний день особенно остро назрел вопрос о необходимости методологически грамотной  организации процесса интеграции шахмат в систему образования.
Предлагаем вашему вниманию Резолюцию конференции. Резолюция Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины "Шахматы" в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира"
РФ, Челябинская область, г. Сатка, 15–18 августа 2011 г.

В последние годы многие страны отвечают на вызовы времени модернизацией системы образования. Одной из ключевых задач подобной модернизации является поиск, апробация и интеграция в учебный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов. Не случайно Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую – Интеллект.
Благодаря системной работе, проводимой Международной шахматной федерацией (ФИДЕ) и ее президентом Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым, с каждым годом увеличивается количество стран, в которых шахматы интегрируются в систему образования.
Известен положительный опыт преподавания шахмат в школах и детских садах Аргентины, Армении, Великобритании, Венесуэлы, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Канады, Китая, Мексики, Молдовы, Перу, США, Турции. Среди российских регионов лидерами шахматного образования являются республики Калмыкия и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская, Челябинская и Псковская области. Недавно инициативу ввести шахматы как учебную дисциплину выдвинули органы управления образованием Республики Кабардино-Балкарии, Калининградской, Курганской, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской и Ульяновской областей.
Закономерно, что опорой шахматного образования становятся финансово-промышленные структуры, которые ценят потенциал шахмат как учебной дисциплины. Так, в Челябинской области успешная реализация значимых образовательных проектов, в результате которых шахматы стали обязательным учебным предметом во всех школах и детских садах Саткинского района, связана со стратегической поддержкой Группы Магнезит.
Совсем недавно были проведены конференции в Элисте и Ханты-Мансийске, но уже реализовано одно из ключевых предложений педагогов – в России найдена государственная структура, которая стала проводить бесплатные курсы повышения квалификации по шахматному образованию (Государственная академия специалистов инвестиционной сферы – ГАСИС, г. Москва).
Конференция отмечает: чтобы методологически грамотно организовать процесс интеграции шахмат в систему образования, необходимо иметь ответы на следующие вопросы:
1) какая фундаментальная цель для системы образования решается при введении курса шахмат;
2) какие научные идеи и концепции должны быть ключевыми;
3) для каких возрастных групп детей следует проводить шахматные занятия;
4) какой контингент преподавателей должен вести уроки шахмат;
5) какие учебно-методические комплекты следует использовать;
6) как, по какой технологии проводить уроки шахмат;
7) как обеспечить подготовку кадров.
В России эти вопросы решаются следующим образом: существует трехлетний курс для начальных классов "Шахматы – школе", утвержденный Министерством образования и апробированный в ряде субъектов РФ, который предназначен для развития фундаментальной способности действовать "в уме" и обеспечен программами, учебниками, пособиями, задачниками и тетрадями. Данный курс базируется на теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также на трудах Я.А. Пономарева о пяти стадиях развития способности действовать "в уме". Преподают его учителя начальных классов, прошедшие курсы повышения квалификации на федеральном уровне в ГАСИС (г. Москва) или на региональном уровне в Ханты-Мансийском автономном округе (г. Ханты-Мансийск, г. Нижневартовск), Челябинской области (г. Сатка) и других регионах.
Конференция выражает благодарность:
1) Президенту ФИДЕ К.Н.Илюмжинову – за большую работу по включению предмета "Шахматы" в программы общеобразовательных школ стран, входящих в ФИДЕ;
2) комитету ФИДЕ "Шахматы в школе" – за создание информационного сайта "Chess in Schools Commission" – http://cis.fide.com;
3) Группе "Магнезит" (РФ, г. Сатка), Администрации Саткинского муниципального района и Управлению образования Администрации Саткинского муниципального района – за стратегическую поддержку учебного предмета "Шахматы" и успешную реализацию проектов по шахматному всеобучу;
4) учебно-методическому объединению "Духовное возрождение" (РФ, г. Обнинск) – за качественное издание учебно-методических комплектов трехлетнего федерального курса "Шахматы – школе";
5) ГАСИС (РФ, г. Москва) – за проведение регулярных курсов повышения квалификации по шахматному образованию, бесплатных для учителей начальных классов и специалистов дошкольного звена;
6) Сайту шахматного всеобуча – http://chess555.narod.ru (РФ) – за информационно-методологическое обеспечение шахматного всеобуча;
7) Оргкомитетам конференций в г. Томск (2008), г. Москва (2009) и г. Ханты-Мансийск (2010) – за качественное издание материалов конференций.
Конференция отмечает следующие проблемы:
1) при интеграции шахмат в систему образования многих стран недостаточно применяются научные концепции, не выработана методология шахмат как учебной дисциплины;
2) слаба информационная база: на сайтах большинства министерств образования и шахматных федераций отсутствуют разделы, посвященные шахматам в образовании;
3) СМИ мало внимания уделяют тематике шахмат как учебной дисциплины;
4) из-за отсутствия информации о шахматах как учебном предмете широкой аудитории не известно, что именно в РФ впервые в мире шахматы были введены в программу начальной школы на федеральном уровне (с 1994 года) и изданы федеральные учебно-методические комплекты (курса "Шахматы – школе");
5) не изданы тезисы докладов ряда конференций 2009-2010 гг., что существенно снижает эффективность подобных мероприятий.
На основании вышеизложенного КОНФЕРЕНЦИЯ ОБРАЩАЕТСЯ СО СЛЕДУЮЩИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:
К Международной шахматной федерации:
1. Считать инициативу Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова о включении предмета "Шахматы" в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств, департаментов образования и шахматных федераций стран, входящих в ФИДЕ.
2. Публиковать на сайте ФИДЕ в открытом доступе все материалы данной тематики, имеющиеся у ФИДЕ.
К Министерству образования и науки Российской Федерации:
1. Рассматривать учебный предмет "Шахматы" в качестве инструмента модернизации системы образования.
2. Принять необходимые решения, направленные на преподавание шахмат как обязательной учебной дисциплины в начальных классах в основной сетке занятий в первой половине дня.
3. Принять необходимые решения, направленные на организацию обязательных занятий по шахматам в старших и подготовительных к школе группах детского сада.
4. При подведении итогов работы органов образования регионов РФ учитывать результаты шахматного всеобуча в начальных классах общеобразовательных школ и детских садах.
5. Разработать систему поощрения учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для шахматного всеобуча, а также поощрения педагогов, проводящих шахматные занятия в общеобразовательных школах и детских садах.
К Министерству образования и науки Челябинской области:
Рассмотреть возможность внедрения шахматного всеобуча на всей территории Челябинской области.
К Российской шахматной федерации:
1. Обратиться к органам законодательной власти РФ с просьбой разработать и принять Закон о шахматном всеобуче в РФ.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти регионов РФ продолжить в 2012-2013 гг. проведение мероприятий по шахматному всеобучу с учетом материалов конференций, состоявшихся в Томске (2008), Москве (2009 и 2010), Элисте (2009 и 2010), Ханты-Мансийске (2010) и Сатке (2011).
3. Выстроить системную работу по внедрению шахмат как обязательного учебного предмета в общеобразовательных школах и системе дошкольного образования РФ.
4. Рекомендовать региональным шахматным федерациям создать сайты, посвященные проблемам шахмат как учебного предмета.
К оргкомитету конференции:
Издать сборник трудов конференции с дальнейшей рассылкой авторских экземпляров сборника авторам тезисов докладов.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ ВЫРАЖАЮТ ОСОБУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ

Губернатору Челябинской области, Департаменту образования и науки Челябинской области, Администрации Саткинского муниципального района, Управлению образования Администрации Саткинского муниципального района, Группе Магнезит, Шахматному клубу "Вертикаль" и оргкомитету за высокий уровень организации конференции, которая призвана способствовать интеллектуальному развитию подрастающего поколения.

Резолюция принята единогласно 17 августа 2011 г.

Настоящая резолюция направлена Президенту ФИДЕ, Министру образования и науки РФ, руководству Российской шахматной федерации, Губернатору Челябинской области, Департаменту образования и науки Челябинской области, Группе Магнезит, Управлению образования Администрации Саткинского муниципального района и региональным шахматным федерациям.





← Вернуться назад
Подписаться:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.