23 октября 2016

Евгений Томашевский: Мне нравятся любые автомобили - особенно в качестве приза!

Интервью действующего чемпиона России

Во время Суперфиналов чемпионатов России в Новосибирске действующий чемпион страны ответил на вопросы Юрия Татаренко.

- Готовясь к Суперфиналу, обрисовали круг фаворитов?

- Очевидно, что Грищук и Свидлер выделяются по шахматному калибру. Но в этом году чемпионом России может стать любой из дюжины претендентов. Круговые турниры имеют свою специфику: очень важно хорошо стартовать. И порой кто-то из «темных лошадок», удачно закончив несколько трудных партий, ловит ветер в паруса – и сам становится одним из главных претендентов на титул.

- Есть ли у вас принципиальные соперники?

- С одной стороны, в борьбе за звание чемпиона России все соперники принципиальны. С другой, у меня сложились хорошие отношения с большинством из соискателей наград. К примеру, к Петру Свидлеру я отношусь с огромным уважением – но все же, считаю, за доской друзей нет.

Со многими сильными шахматистами мне доводилось играть неоднократно, и говорить о принципиальности очередной партии с одним из них просто не приходится. Так, с Никитой Витюговым только черными я сыграл порядка 20 партий. Но счет личных встреч в среде профессионалов не так важен.

- Сколько процентов очков необходимо взять, чтобы гарантировать себе медаль?

- Как и в случае с именем чемпиона, этого тоже не угадаешь. На финише прошлогоднего Суперфинала у меня было +4. Но тогда закончили турнир в плюсе только призеры. Никите Витюгову хватило бы для "бронзы" и шести очков (он набрал на пол-очка больше). По моему опыту, для первого места нужно набирать +3, а лучше +4. Что касается "серебра" и "бронзы" – турнир покажет.

- Объявлено, что приз за победу в Суперфинале – автомобиль Renault Kaptur. А вы предпочитаете машины какой марки?

- Я не водитель, поэтому мне нравятся любые автомобили. Особенно в качестве приза (улыбается)! Вручить чемпиону такую серьезную дополнительную награду к титулу – замечательная идея. Жаль только, что она запоздала ровно на год (смеется)!

- Год на год не приходится – так ведь можно сказать и о спортивной форме?

- Безусловно. В прошлом году у меня выдался суперудачный отрезок, я провел на очень высоком уровне несколько крупных турниров, выиграл много партий у очень сильных шахматистов. В этом году, к сожалению, играю не столь ярко. Но, как известно, за волной вниз обязательно следует волна вверх – надо только ее дождаться! Сейчас я чувствую себя вполне нормально. Набрал 50% в трех турах – нередкая ситуация для круговиков. Вся борьба впереди, и все в моих руках. Два предыдущих турнира, Мемориал Таля и Олимпиаду, я провел неудачно. Хочется верить, эта неудачная полоса завершается.

- Подождите, а разве олимпийские медали это не успех?

- Это командный результат. А личное выступление в Баку я оцениваю как ниже среднего – и это мягко говоря! Что касается амбиций сборной России на Олимпиадах, то успехом мы вправе считать только первое место. "Бронза" – это Рубикон, отделяющий неудачу от провала.

- Расскажите, как приходить в себя после досадных поражений?

- Психологическое восстановление – самое тяжелое в профессии шахматиста. Например, поражение на Олимпиаде от украинца Руслана Пономарева – из разряда труднообъяснимых. Такие проигрыши накладывают свой отпечаток. Но выхода нет, надо брать себя в руки: турнир продолжается, и ты должен играть. А вот каким образом лучше всего встряхнуться – рецепты у каждого свои. (улыбается)

- С каким контролем времени вам играть наиболее комфортно?

- Ощущения могут быть разными. Надо исходить из показанных результатов. А они говорят, что с любым контролем я играю примерно в одну силу – все зависит от формы, в которой нахожусь. Не так давно, после ряда удачных турниров, мой блиц-рейтинг был под 2800, сейчас он на 40 пунктов ниже. Но все же назвать себя очень сильным блицором я не могу.

- А как вы относитесь к шахматам Фишера?

- Честно говоря, раньше относился резко негативно. Сейчас воспринимаю подобные шахматные эксперименты гораздо спокойнее. Если кто-то хочет новизны – почему бы и нет? В шахматы Фишера я еще толком и не играл – не знаю, может быть, мне и понравится (улыбается). На сегодняшний день мне все еще интересны классические шахматы.

- Классический вопрос этого года: есть ли шансы у Сергея Карякина в борьбе за шахматную корону?

- Специалисты расценивают его шансы как не очень высокие. Но я верю, что Сергей сможет показать хорошую игру! Знаю, как он умеет готовиться к турнирам, как может подводить себя к главным стартам в наилучшей форме. Очевидно, что Карякин сильно мотивирован на этот матч. Конечно, Карлсен был и остается фаворитом – но далеко не безусловным.

- Удается ли вам следить за женскими шахматами?

- Честно говоря, мало. Мне хватает перипетий борьбы в мужских. Свое отношение к шахматисткам выражу одним словом: восхищение! Женские шахматы такие непредсказуемые…

- У вас есть кумиры в спорте – необязательно в шахматах?

- Хороший вопрос… На протяжении моей шахматной карьеры мои спортивные кумиры менялись. Долгое время швейцарский тениссист Роджер Федерер был для меня примером спортсмена – великолепные результаты, фэйр плей. Сегодня своего кумира в каком-либо в виде спорта не могу назвать: меня потрясают отдельные яркие выступления – на Олимпиадах, Параолимпиадах. А что бы постоянно восхищаться кем-то – такого нет. Мне ведь уже почти 30 лет, кумиров в этом возрасте меньше, чем раньше…

- Один прославленный шахматист сказал: «Шахматы – моя жизнь, но моя жизнь – не только шахматы»…

- Полностью согласен с 12-м чемпионом мира!

- Тогда ответьте: остается ли у вас время на музыку, театр, книги?

- У меня скорее другая проблема: осталось бы время на шахматы! Я очень люблю жизнь во всех ее проявлениях!

- С этого момента поподробнее, пожалуйста!

- Я люблю спорт – как болельщик. Меня также привлекают и кино, и театр, и музыка – стараюсь не пропускать интересные премьеры и концерты. Спасибо жене, она любит искусство и регулярно вытаскивает меня в свет. Помимо всего этого, активно играю в интеллектуальные игры – «Что? Где? Когда?» и прочие. Нравится знакомиться с новыми городами. В своё время очень сильное впечатление произвели Красноярск, Иркутск, был очарован Дрезденом, Мюнхеном. В 2011 году играл в Словении – там потрясающе красивые места!

В общем, ищу положительные эмоции. Посидеть с друзьями за хорошим столом – что может быть лучше? Провести время с женой, родителями, родственниками – для меня это тоже важно. Шахматисты – нормальные люди, сидеть сутками за доской – с ума сойдешь. Хотя здоровая доля «фанатизма» и желательна для успеха.

Командный чемпионат азиатских городов