Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно

Двух мнений быть не может

Арбитры, тем более международные, обязаны твердо знать правила

Слишком подробные правила могут лишить арбитра свободы суждения и, таким образом, помешать ему в принятии решения, диктуемого справедливостью, логикой и конкретными условиями. ФИДЕ призывает всех шахматистов и шахматные федерации принять эту точку зрения (Предисловие правил шахмат ФИДЕ).
Наши судьи запрещали пары участников, которые уже встречались между собой, но в этих партиях была зафиксирована неявка одного из участников. Является ли это нарушением (и насколько грубым)? Подобное решение мы видели у одного международного арбитра.

С уважением, Сергей


Добрый вечер, Сергей.

Вы пишете: «…Встречались между собой, но в этих партиях была зафиксирована неявка одного из участников». Дело в том, что партия ФАКТИЧЕСКИ не игралась!

В моей судейской практике было несколько случаев, когда программа сводила между собой три (!) раза двух игроков. Все просто: в 3-м туре игрок «А» не пришел к игроку «Б» (не отпустили вовремя с работы), в 5-м туре игрок «Б» не пришел к игроку «А» (перепутал время начала тура). А в 7-м туре они, наконец-то, сыграли… вничью на 125-м ходу!

То, о чем вы рассказываете – не грубое, а ГРУБЕЙШЕЕ нарушение. Судьи вмешиваются в программу жеребьевки, не имея на то веских оснований (например, прописанного в регламенте запрета партии между участниками одной команды при проведении лично-командного турнира). Правила присвоения международных званий, п. 1.42g, говорят: «Не учитываются турниры, в которых проводятся изменения в пользу одного или более игроков (например, путем перестановки туров, порядка туров или подбором нужных соперников, вразрез с правилами жеребьевки турнира)».

Фамилию «международного» арбитра можете не называть….
Добрый день, Александр Васильевич!

Как учитывается «+» для дополнительных показателей «количество побед» и «число партий, игранных черным цветом»?
Добрый день!

Никак не учитывается, т.к. «+» – это вариант результата фактически не игравшейся партии.

Правила вида спорта «шахматы», п. 1.1: «В шахматы играют два игрока, которые по очереди перемещают свои фигуры светлого и темного («белого» и «черного») цвета соответственно на квадратной доске, называемой «шахматной» (см. Статьи 2.3 и 3). Начальный ход делает игрок, имеющий белые фигуры. Игрок получает право хода только после того, как его соперник завершил ход (см. Статью 6.7)».

Что означает «победа» в шахматах?

Статья 5.1: Игра считается завершившейся победой одного из игроков в следующих случаях:

5.1.1. Постановки мата королю соперника, что немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута разрешенным Правилами ходом;

5.1.2. Заявления соперника о своем поражении в партии, что немедленно заканчивает игру.

Повторюсь, «+» – это не победа, а один из вариантов результата фактически не игравшейся партии, за который игрок получает одно очко (1). П. 12.1: «Если заранее положением (регламентом) соревнований не установлено иначе, то игрок, который выиграл партию (или которому была присуждена победа в партии в результате какого-либо нарушения Правил соперником, включая его неявку), получает одно очко (1), игрок, который проиграл партию, не получает очков (0), в случае ничьей каждому из соперников начисляется по пол-очка (½)».
Здравствуйте, Александр!

Обращаюсь к Вам за помощью, а именно, прошу разъяснить следующую практическую шахматную ситуацию в блице.



Игравший черными взялся за ферзя, но заметив, что его король стоит под шахом, поставил ферзя на место и сделал ход королем. Свои действия объяснил так: если он сделает ход ферзем и переключит часы – это невозможный ход. А так как он не нажал на часы, то имеет право исправить невозможный ход, а потому увел короля из-под шаха. Соперник с ним не согласен, поскольку соперник взял ферзя в руки, а это означает, что он должен сделать ход именно ферзем в соответствии с требованиями шахматных правил: «тронул – ходи», «руку отпустил – ход сделан». При этом игравший белыми считает, что противник сделал сразу два невозможных хода: первый – ферзем (ход на одно и то же поле) и второй – оставил короля под шахом.
Добрый вечер!

Спасибо за очень хороший вопрос! Игравший черными фигурами АБСОЛЮТНО прав.

Правила вида спорта «шахматы»:

1. Статья 3.9: Король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами соперника, даже если такие фигуры не могут ходить. Ни одна из фигур не может сделать ход, после которого свой король попадет под шах или останется под шахом.

2. Статья 4.3: Если игрок, который должен делать ход, намеренно касается на шахматной доске (за исключением случаев, приведенных в Статье 4.2):

4.3.1. Одной или нескольких своих фигур, то он должен сделать ход фигурой, до которой дотронулся первой, если такой ход возможен. (Играющий белыми именно про это забыл).

3. Статья 4.5: Если ни одна из тронутых фигур не может ходить или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.
Здравствуйте, Александр Васильевич!

Спасибо Вам за исчерпывающие ответы на вопросы по судейству и правилам шахмат в Вашем блоге.

Вновь о блице. Хотелось бы знать Ваше компетентное мнение по двум ситуациям.

Ситуация 1.

При игре в блиц (без судьи на каждую партию) один игрок делает невозможный ход, его партнер останавливает часы и подзывает судью, чтобы зафиксировать поражение. Сделавший невозможный ход видит, что у соперника упал флажок, и, в свою очередь, тоже заявляет об этом судье. Какое принять решение?

В Вашей статье «О блице не спеша» сказано: «Игрок делает невозможный ход, у его соперника падает флаг. Поражение засчитывается игроку, сделавшему невозможный ход, ибо это действие первично». Но в нашем случае первично заявление, а не действие, так как флажок мог упасть раньше невозможного хода.

Если засчитать поражение игроку, сделавшему невозможный ход (поскольку первым заявление сделал его партнер), то в аналогичной ситуации при игре в рапид сначала надо будет добавить две минуты игроку, который заявил о невозможном ходе, хотя у него уже упал флажок, а партнер заявил об этом позднее, и далее продолжить игру. Как-то всё это нелогично.

Если засчитать поражение игроку, у которого упал флажок, то зачем тогда ему заявлять о невозможном ходе? Лучше продолжать играть, авось упадет флаг и у его партнера.

Может, присудить им ничью? Не будет обидно обоим.

Ситуация 2.

При игре в блиц (без судьи на каждую партию) один игрок в безнадежной позиции преднамеренно (что недоказуемо) делает невозможный ход, подставляя своего короля к королю соперника (последний фол надежды). Его партнер не замечает этого и делает ответный ход не королем, а другой фигурой. Тогда первый игрок останавливает часы, подзывает судью и требует зафиксировать невозможный ход у своего соперника, так как в позиции на доске два короля сошлись друг с другом. Какое принять решение?

Если засчитать поражение второму игроку, то может возникнуть такая ситуация: один шахматист «уведет» короля с игровых полей за край доски, а его партнер этого не заметит и сделает очередной ход. Получается, тогда тоже можно будет потребовать фиксацию невозможного хода, поскольку создалась невозможная позиция без короля.

Консультировался по этим ситуациям с тремя международными арбитрами. Мнения расходятся.

С уважением, Юрий Алексеевич

Добрый день, Юрий Алексеевич!

По ситуации 1.

При игре в блиц игрок, сделавший невозможный ход, вовремя не зафиксировал просрочку времени у соперника. Правила шахмат: «Чтобы сообщить о выигрыше по времени, заявитель должен остановить часы и уведомить арбитра». В свою очередь, его партнер все сделал правильно: остановил часы и подозвал судью. Правила шахмат: «Неразрешенный ход считается завершенным только после того, как игрок нажал свои часы. Тогда его соперник имеет право заявить о своем выигрыше…» Следовательно, за невозможный ход – поражение, если только на доске не возникло положение, о котором сказано в Правилах: «Партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией разрешенных ходов».

Если бы партия игралась в рапид, то Вы правы: сначала надо будет добавить две минуты игроку, который заявил о невозможном ходе, даже если у него уже упал флажок…

Наглядный пример.

Рапид, механические часы. У игрока «А» падает флаг (адекватного наблюдения нет). Игра продолжается, игрок на 2,5 минуты перерасходовал свой лимит времени. Игрок «Б» делает невозможный ход. Игрок «А» подзывает судью и требует добавить 2 минуты. Судья в соответствии с правилами добавляет 2 минуты (а фактически – 4,5 минуты).
По ситуации 2.

Очень жаль, что мнения трех международных арбитров расходятся. Арбитры, тем более международные, обязаны знать Правила, в которых четко написано: «После того как соперник сделал свой ход, неразрешенный ход не может быть исправлен, кроме как по взаимному согласию игроков без вмешательства арбитра».

И далее: «Если арбитр видит, что оба короля находятся под шахом или превращение пешки не завершено (пешка не заменена на новую фигуру), он должен вмешаться».
Считаю необходимым вернуться к фрагменту Вашего письма: «…Один игрок в безнадежной позиции преднамеренно (что недоказуемо) делает невозможный ход, подставляя своего короля к королю соперника (последний фол надежды)…», для того чтобы повторить мнение одного из авторитетнейших арбитров:

«Правила шахмат пишутся, прежде всего, для порядочных людей и предполагают, что они (игроки) не будут «ловить» последние фолы надежды».

Уважаемый Александр Васильевич!

Я с удовольствием читаю Ваш блог с разъяснением шахматных правил, а вот теперь и у меня возник вопрос.

В первенстве района по быстрым шахматам игралась партия между девочками 6 и 10 лет. Старшая девочка сделала невозможный ход, оставив короля под шахом. Маленькая девочка это заметила и сообщила своей сопернице о нарушении. Та не сразу поняла, в чем проблема, и у них завязался диалог. Будучи главным судьей, я вмешался в этот процесс: остановил часы и попросил старшую девочку вернуть ладью назад и сделать правильный ход. Та вернула ладью – но не на свое место, а на другую клетку, на которой она ее не проигрывала, и попыталась сделать ход королем. И вот тут я уже сам возвратил ее ладью на прежнее место и сказал, что по правилам должна пойти ладья (ведь участница только что совершила ею ход и даже перевела часы). А у ладьи был только проигрывающий ход, после чего старшая девочка, естественно, партию проиграла.

Теперь представительница старшей девочки буквально съедает меня за эту, по ее мнению, подсказку. Заявляет, что я неправомерно вмешался в процесс игры и повлиял на результат партии. Неужели я поступил неправильно, добившись точного исполнения шахматных правил?

Вы всё правильно сделали, ведь «арбитр должен наблюдать, чтобы Правила игры в шахматы строго соблюдались».

Вмешались вовремя: «Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, описанных в Правилах игры в шахматы».

Статья 3.9: Ни одна из фигур не может сделать ход, который подставит под шах или оставит под шахом своего короля.

Статья 4.3: Если игрок, который должен делать ход, намеренно касается на шахматной доске (за исключением случаев, приведенных в Статье 4.2):

П. 4.3.1: Одной или нескольких своих фигур, то он должен сделать ход фигурой, до которой дотронулся первой, если такой ход возможен.

Здравствуйте, уважаемый Александр Васильевич!

Такая ситуация. Белые делают ход, включают часы соперника (ход черных). В это время падает флаг черных. Белые замечают это, останавливают часы и подзывают судью зафиксировать поражение. Однако в данной позиции черные ставят мат белым. Каков должен быть результат? Зависит ли результат от того, какие шахматы – классические, рапид или блиц?

Заранее благодарю за ответ.

С уважением, Николай
Добрый вечер!

При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени.

В Правилах сказано, статья 6.9: «Если игрок не сделал предписанное количество ходов за отведенное время, партия считается проигранной этим игроком…. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока, просрочившего время, любой серией разрешённых ходов».


Белые сыграли 1.Ф:е7+, и у них падает флаг. Результат – ничья! Нетрудно догадаться, что если в позиции добавить пешку на g7, то результат партии будет 0:1.

В Вашем примере черные просрочили время, соответственно, им засчитывается поражение. Совершенно другое дело, если бы черные воспроизвели мат на доске, но не успели переключить часы и упал бы флаг. В этом случае «мат старше», и черные зарабатывают очко.
Добрый вечер, Александр Васильевич!

Прошу проконсультировать по трактовке Правил вида спорта «шахматы», статьи 8 «Запись ходов».

В пункте 8.1 правила говорят о двух противоречивых действиях.

С одной стороны, игрок не имеет права записать ход до завершения хода (переключения часов), с другой стороны, игрок может сначала сделать запись хода, а потом завершить ход, переключив часы.

Ситуация следующая: игрок записал ход на бланке, выполнил ход, переключил часы, завершив тем самым ход и свои действия.

Смысл вопроса: игрок обязан сначала выполнить ход и переключить часы, а затем записать ход? Или игрок может записать ход, выполнить ход, а затем переключить часы?

Я считаю, что игрок вправе выполнить очередной ход, произведя запись предыдущего хода. Вправе также сначала записать очередной ход, а затем его выполнить или выполнить ход, а запись хода игрок обязан произвести до завершения очередного, следующего за ним хода.

Прав ли я?

С уважением, Александр Анатольевич

Уважаемый Александр Анатольевич!

На мой взгляд, Вы «заблудились в трех соснах». Объясню «на пальцах» (извините за сленг). Вы играете белыми фигурами. Сделав свой 13-й ход, Вы можете его не записывать! Играющий черными фигурами ответил. Но перед тем как сделать свой 14-й ход, Вы обязаны записать и 13-й ход черных, и, главное, свой 13-й ход (статья 8.1 Правил вида спорта «шахматы»: «…Он обязан записать свой предыдущий ход перед тем, как сделать следующий».).

Данное замечательное новшество в Правилах позволяет бороться с любителями играть «сериями», т.е. делать подряд без записи 5-6 ходов в надежде, например, «срубить флаг» соперника…

В той же статье сказано: «Игрок может ответить на ход соперника перед тем, как его записать». Имеется в виду следующее. Ваш соперник сделал 17-й ход, и Вы можете сначала на него ответить, сделав свой 18-й ход, и уже потом записать 17-й ход соперника. В предыдущих правилах так делать было нельзя.

Что же касается описанной Вами ситуации, то это прямое нарушение Статьи 8.1 Правил вида спорта «шахматы»: «Запрещается записывать ходы заранее, кроме случаев, когда игрок требует зафиксировать ничью согласно Статье 9.2 или Статье 9.3, либо в случае откладывания партии».
Александр, здравствуйте!

Прошу разъяснить следующую ситуацию в рапиде. Играющий белыми имеет две связанные проходные пешки, поддержанные королем и ладьей на шестой горизонтали, но у него остается всего 5 секунд. У противника только ладья, и он делает ей ходы, явно дожидаясь, когда у противника упадет флажок. Вопрос: имеет ли право играющий белыми требовать ничью до падения своего флажка (а после падения?), и если «да», то как правильно это делать?

С уважением, Николай
Добрый вечер, Николай!

Вы не сказали про очень важную деталь. А именно, с добавлением или нет игралась данная партия.

При игре с добавлением времени за каждый ход статья 10.2 Правил вида спорта «шахматы» не применяется.

При игре без добавления статья 10.2 гласит: «Если на часах игрока, который должен сделать ход, остается менее двух минут, он может требовать ничью до того, как упал его флажок. Он должен пригласить арбитра и может остановить часы».

П. 10.2.1: «Если арбитр согласен, что соперник заявителя не пытается выиграть партию нормальными средствами, или что ее невозможно выиграть нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. Если арбитр не согласен с этим требованием, он должен отложить свое решение или отклонить заявление».

В описанной Вами позиции у белых элементарный выигрыш. Исходя из этого, арбитр должен немедленно зафиксировать ничью, тем более что «Правила предполагают, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым смыслом и абсолютно объективны».
Здравствуйте, Александр Васильевич!

Хотелось бы узнать о правиле превращения пешки.

Если в классике игрок поставил пешку на поле превращения и не сменил ее на ферзя, а соперник сделал следующий ход, считается ли позиция «заигранной» и пешка остается пешкой?

С уважением, Ильяс
Добрый вечер, Ильяс!

Конечно, нет. Правила вида спорта «шахматы», п. 3.7.5: «Пешка, которая достигает самой последней горизонтали от своей начальной позиции, должна быть заменена на том же поле на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета, что является частью одного хода. Эта замена пешки называется «превращением», действие новой фигуры начинается сразу с момента ее появления на шахматной доске. Выбор игроком фигуры для превращения не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее до превращения».

Ход не завершен, арбитр возвращает партию к этому моменту, пешка заменяется выбранной фигурой. Противнику добавляется две минуты.
Добрый вечер!

Хотелось бы узнать определение термина «Замороженный рейтинг». Почему у Андрея ******, 1984 г.р., и Александра ********, 1944 г.р., в рейтинг-листе ФИДЕ стоят в соответствующей графе буквы (i), если оба играли в 2011 году в официальных турнирах?

Заранее спасибо за ответ.

Добрый вечер!

Термина «Замороженный рейтинг» в ФИДЕ не существует, правильно говорить «Бездействующие (неактивные) игроки».
Положение о рейтинговой системе ФИДЕ (первоисточник).

7.2. Не включаются в рейтинг-лист следующие игроки:

7.21. Игроки, чей рейтинг снизился ниже минимального рейтингового уровня, исключаются из рейтинг-листа. С этого времени они считаются игроками, не имеющими рейтинга.

7.22. Названные игроки, не имеющие рейтинга, публикуются в отдельном рейтинг-листе параллельно с основным рейтинг-листом.

7.23. Бездействующие (неактивные) игроки не включаются в рейтинг-лист, но тем не менее они считаются обладателями последнего опубликованного в рейтинг-листе рейтинга.

7.23a. Игрок рассматривается как бездействующий (неактивный), если он не сыграет ни одной обсчитанной партии в течение года.

7.23b. Бездействующие (неактивные) игроки включаются в последующие два года в рейтинг-лист и с момента публикации рейтинг-листа считаются бездействующими (неактивными). Их фамилии находятся в алфавитной части рейтинг-листа со значком «неактивный» и удаляются из рейтинг-листа национальных федераций, которые содержат список только активных игроков.

7.23c. Игрок получает статус активного, если он сыграет как минимум одну обсчитанную партию за период между двумя рейтинг-листами. В ближайшем рейтинг-листе он появляется в статусе активного.

С наилучшими пожеланиями,
Александр Ткачев


Репортажи
Знаки отличия