5 февраля 2018

Съезд, который не дали съесть

И в процессе представленья создавалось впечатленье…



3 февраля состоялся XIII съезд Российской шахматной федерации. Основным пунктом повестки стали выборы президента РШФ. Этого дня с разными эмоциями и настроениями на протяжении большей части января и двух дней февраля ждала не только шахматная Россия, но и многие страны мира. Ведь выборы в ФИДЕ не за горами. Вне всякого сомнения, многие люди, живущие в отдаленных регионах нашей страны, могли только догадываться о том, что творится вокруг выборов в РШФ. Ежедневно читая информационные вбросы, люди наверняка не понимали: кому же верить? Выборы стали превосходным инфоповодом. Съезд-магнит собрал на Гоголевском бульваре десятки видных организаторов, сильных шахматистов, известных в шахматном мире людей.

Благодаря выборам лично я узнала много новых имен (телевизор смотрю редко, исключения составляют футбол или какой-нибудь позабытый, совсем не цветной фильм), а также увидела «новые» лица давно знакомых людей. При этом не могу сказать, что чисто визуально шахматный мир раскололся на две части: «за» действующее руководство и «против». В целом, лагерь «против» звучал громко и активно, голоса «за», конечно же, тоже были (в частности, у нас на сайте опубликован ряд взвешенных интервью). Однако многие люди, в том числе и топ-шахматисты, не столь активны в социальных сетях, да и просто не считают нужным все время выливать свои мысли на всеобщее обозрение. Прекрасно понимаю тех, кто «запасся попкорном» и следил за событиями, потому что на их месте поступила бы точно так же.

Создать «Игру престолов» в полной мере не получилось, хоть и приносили вороны открытые письма на один известный сайт. По мнению «выступающих», зима уже давно наступила, но все-таки им захотелось подснежников в январе, поэтому поток информации разлился бурной рекой. Конечно, неприятно видеть хамские высказывания и гадости в адрес своих коллег и руководителей, но отвечать на кидание камней лучше фактами и действиями. Руководство РШФ предельно корректно реагировало на все провокации, что говорит о многом.  

Итак, 3 февраля состоялся долгожданный съезд. Как мы заранее предупреждали на сайте, в Центральном доме шахматиста были усилены меры безопасности. Делегаты, вип-персоны, гости и пресса по ряду причин находились в разных помещениях. Для журналистов и гостей была организована онлайн-трансляция съезда, ход которого они могли спокойно, в полный голос обсуждать между собой, не опасаясь получить замечание от Александра Жукова и не вздрагивая от криков некоторых выступающих.

Но такое разделение по залам привело в негодование некоторых делегатов и гостей съезда. Уже во время регистрации предпринимались попытки дестабилизировать ситуацию, слышались выкрики, угрозы, раздавались звонки, судорожно записывались видео и интервью.

Главред известного в узких шахматных кругах сайта, не получивший аккредитацию и изрядно распиаривший это событие, все равно прибыл на съезд и ринулся в бой. Такому настрою и упорству можно только позавидовать! Мне интересно: любой бы человек смог после создания, монтажа и публикации (с последующим удалением) видео на Олимпиаде в Баку по итогам матча России с Украиной не только как ни в чем не бывало подходить к игрокам сборной России, но и приближаться к зданию ЦДШ? Впрочем, можно процитировать Мика Джаггера: «Думаю, что, как и у большинства людей, мои моральные ценности – довольно гибкая материя», – было сказано там. Однако гибкость моральных ценностей все же разнится…

Более того, данный сайт пользуется определенной популярностью, у него есть группа стабильных читателей и комментаторов; на этом ресурсе бывали творческие удачи и нетривиальные интервью. И я пыталась даже убедить себя, что пресловутое видео было ошибкой, нервным импульсом, но события перед съездом охладили мое желание подставлять вторую щеку, поскольку очень уж неприятно было видеть всё то, что появлялось на сайте. При этом сюрпризом для меня стало то, что я там не увидела ни открытого письма мамы Александры Мальцевской (а в Фейсбуке вокруг него развернулась жаркая дискуссия), ни интервью Евгения Томашевского, Бориса Постовского, Ильи Смирина.

Итак, в списках «ведущий шахматный журналист» не значился, о чем ему ясно сказали охрана и я. Далее начались телодвижения: запись видео на уровне диафрагмы, попытка пройти по чужому бейджу гостя, попытка пройти как доверенное лицо одного кандидата, попытка пройти как доверенное лицо другого кандидата… Ну зачем же так? Все же взрослые люди, черт возьми. Замечу, что по мнению многих моих коллег и профессиональных шахматистов, со времени Олимпиады в Турции отношение нашего маленького сообщества к главреду коренным образом изменилось, и отчаянная попытка выставить выполняющую свои прямые обязанности коллегу тираном, затирающим свободу слова, провалилась.

Был во время съезда и пикет: одиночный, но из двух или трех человек, стоявших друг от друга в сторонке. Лица пикетчиков были не очень счастливыми, потому что на них падал снег, как говорят, рекордный для Москвы, но они были упорны. Не знаю, когда они ушли, потому что после начала съезда я про них позабыла. Но думаю, что получив свой гонорар в срок, они разошлись по своим делам.

Говорить здесь об официальных итогах нет смысла: их все знают. Могу лишь отметить, что, в целом, все было очень четко организовано (это признал, в частности, Эрнесто Инаркиев), хоть и продлилось заседание до позднего вечера. На протяжении всего дня гости и делегаты могли перекусить, выпить чай или кофе, пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. В конце дня был организован полноценный ужин с вином и прочими радостями.

Без ложного пафоса скажу, что мне очень понравился фильм о деятельности федерации за последние 4 года, потому что я работала на большинстве показанных там соревнований, и мне есть что вспомнить и о чем рассказать. Я не понаслышке знаю, как трудно организовать турнир в любом музее, как непросто бывает взаимодействовать с воспитанниками детских домов, поскольку к этим ребятам нужен особый подход, сколько сил отдаешь на детских соревнованиях, потому что там происходит очень много событий. При этом, я понятия не имею о том, как подготовить сборную команду на Олимпиаде или как пригласить президента страны на открытие детского турнира. Все это – титанический труд слаженной команды людей, который мне известен изнутри, и мне вдвойне было неприятно видеть то, как вся эта работа целенаправленно мешалась с грязью.

Я не находилась постоянно в зале или в местах, где велась трансляция заседания. Тем не менее, вызывает восхищение то, как четко Александр Жуков вел заседание. Не могу также обойти стороной речь Кирсана Илюмжинова, достигшего высокой ступени ораторского искусства. На минуту зайдя в зал, когда он говорил, я немного оторопела от того, как мастерски он выступал.

Анатолий Карпов, перед тем как отправиться в Китай на матч с Хоу Ифань, также произнес весьма эмоциональную речь, где не только обозначил намерение выдвинуть свою кандидатуру на пост президента ФИДЕ, но и привел ряд примеров из своей шахматной практики, которые проиллюстрировали ряд пробелов в действующих правилах игры.

Также в официальные источники не попало то, что делегат от Санкт-Петербурга Павел Другов активно призывал руководство федерации заострить внимание на проблеме читерства. Все знают, что это действительно важнейший вопрос, который сейчас волнует шахматистов едва ли не в первую очередь. Я думаю, что играя с неизвестным (а может, и известным) соперником, многие сильные шахматисты сталкиваются с вопросом: а что, если да? А какие мысли возникают у профессионалов и любителей, когда в первом туре опена рядовой мастер обыгрывает одного из рейтинг-фаворитов? Имя этим вопросам – легион.

Андрей Филатов переизбран на пост президента РШФ, и это – огромная победа для шахмат и шахматистов. Хочу надеяться, что XIII съезд РШФ поспособствует дальнейшей плодотворной работе шахматного сообщества с учетом всего произошедшего, а все искусно подогреваемые скандалы, сопутствующие ему, развеются как пыль на ветру.



Небольшая часть нашего дружного коллектива со старшим тренером женской сборной России Сергеем Рублевским после съезда.