14 октября 2018

Дебют Дуркина для самых умных

Если силен и талантлив – ходи конем на край доски


В 1980 году новой чемпионкой мира среди шахматных компьютеров стала программа «Belle», разработанная легендарным Кеном Томпсоном. Первые компьютерные турниры прошли под знаком противоборства американской программы «Chess» и советской «Каиссы», но третий турнир 1980 года резко и навсегда качнул чашу весов в пользу североамериканского континента. В «New York Times» даже вышла большая публикация о том, что «Belle» – это настоящая победа в холодной войне.

Воодушевленные создатели бросились в горнило мужских американских турниров, стремясь, чтобы «Belle» выполнила звание национального мастера США. Участие электронного монстра в US Open невероятно подогревало интерес к турниру – операторы, отдельная доска рядом с компьютерной комнатой, камеры телеканалов. «Belle» неплохо начал, но в одном из туров должен был играть против несильного клубного игрока, внезапно на 1.е2-е4 сыгравшего 1…Kb8-a6!?

Конечно, согласно компьютерной оценке пионеров эпохи сдвоение пешек – это всегда плохо. Робот разменялся на а6, после чего соперник развил своего слона на b7, при поддержке которого начал активные действия на королевском фланге. Уже на выходе из дебюта «Belle» попал в полосу затруднений, и когда программе было впору сдаваться, то фанат выпада конем на край доски внезапно на весь зал заявил: «Вот же жестянка! Никогда, никогда им не обыграть человека!»


Итоги US Open заставили создателей "Belle" усовершенствовать программу, и вскоре появился первый компьютер-мастер!


Прошли годы, и сейчас мы знаем, как же сильно ошибался противник третьей чемпионки мира среди компьютерных программ. Не удивить никого и выпадом коня на край доски. Если Вадим Звягинцев играл 1.е4 с5 2.Ka3!? в Суперфинале чемпионата России, да не против кого-нибудь, а с самим Александром Халифманом.

Действительно, что там конем, если действующий чемпион мира в рапид и блиц ходил 1.а4 против далеко не слабых гроссмейстеров. Кстати, вспоминается байка любителей шахмат Северной столицы про то, как Генрих Чепукайтис в блицпартии с Виктором Корчным на 1.е4 ответил 1…a5. Виктор Львович сыграл в тон сопернику 2.a4 Ka6 3.Ka3 и после 3…Kc5! внезапно остался без пешки – под боем а4 и е4! Спастись белым так и не удалось, однако, остановив часы, Корчной подробно высказал все, что думает о сопернике и его дебютной затее.

Но все-таки в ходах крайними пешками есть что-то вычурное. А ход конем идейный! Хорошо помню, как в 2005 году в Дагомысе я увидел, что издалека мне машет Игорь Лысый. «Дима, ты представляешь, этот чудак первым ходом 1.Ka3 пошел! В турнирной партии!» Рослый парень с густой шевелюрой заулыбался и возразил: «Нормальный ход! Я потом с2-с4 сыграл, и это Бенони за белых!» Мы посмеялись, но я, конечно, представить себе не мог, что передо мной стоит флибустьер и будущая легенда быстрых шахмат России Павел Понкратов.

Раз уж мы заговорили про стартовый выпад конем, то нельзя не упомянуть его идейного вдохновителя американского маэстро Роберта Дуркина. Триумф Дуркина настал на открытом чемпионате США 1957 года, где в первом туре экстравагантный шахматист после 1.Ka3 в 30 ходов обыграл известного тренера Джона Коллинза. Коллинз выигрывал чемпионаты США по переписке, но практиком был не очень сильным. Зато беззаветно любил шахматы, своих учеников и воспитал настоящую плеяду звезд – Роберта Фишера, братьев Роберта и Дональда Бирнов, Уильяма Ломбарди и многих других сильнейших шахматистов США. Ученики наставника в этот момент тоже играли в турнире (Фишер победил с результатом 10 из 12, Бирны финишировали на 3 и 4 местах), и мне остается только пожалеть тренера. Представляю, каково так проигрывать на глазах учеников. Хотя в России тренеры сами не промах – мастер Алексей Горбатов частенько балует публику выпадом с другого фланга – 1.Kh3.


Джон Коллинз с Уильмом Ломбарди и Робертом Фишером (оба фото - Зал Славы шахмат США)


Так к чему я это все? В недавнем закончившемся командном чемпионате России по блицу среди мужчин первое место заняла дружная команда «Носороги» (Дубов, Морозевич, Савченко, Ильюшенок, Инджич), а третьими финишировали не менее дружные сибиряки (Бочаров И., Бочаров Д., Малетин, Ханин, Кезин). Большое значение имела личная встреча (после ключевой победы москвичи вообще выиграли почти все матчи), где на первой доске новоиспеченный «рапид-семисотник» Иван Бочаров сражался против Даниила Дубова.

Как вы уже знаете из «жемчужных» репортажей, в командном рапиде Даня против того же соперника разыграл дебют в весьма творческой манере:1.e4 c6 2.d4 d6 3.Кc3 Кd7 4.f4 h6!? 5.Кf3 Фa5 6.e5 e6 7.Сd3 Кe7!? (это начало с легкой руки Игоря Немцева носит название дебют Эльшада!) Сначала отлично стояли белые, потом выиграно было у черных, но получилась ничья. Отмечу, что ничьи в поединках И.Бочаров – Д.Дубов были зафиксированы в заключительных турах и личного рапида с блицем.  

В блице же командном на 1.е2-е4 Дубов сыграл 1…Kb8-a6 и предложил ничью! Которая, по свидетельству Александра Морозевича, была мгновенно и без малейших колебаний принята соперником. Что послужило мотивом для соглашения? Все равно будет ничья и зачем ломать копья? Или «уплотнить» первую доску диктовала матчевая тактика? Может, это знак личного уважения к силе и отваге соперника?


Лидер "Носорогов" Даниил Дубов (фото Владимира Барского)


Лично я для себя решил, что дебют Дуркина просто очень силен, а никто не хочет оказаться в шкуре «Belle» и Джона Коллинза!
Турнир претендентов