10 апреля 2015

Капкан для Двалишвили

По следам возрожденного «Аэрофлота»


Пока мир напряженно следил за решающими яростными схватками лучших представительниц прекрасного пола в постолимпийском Сочи, в столице нашей страны завершился фестиваль Aeroflot Open 2015. После некоторого перерыва на слуху у шахматистов вновь оказались словосочетания: «детище Александра Григорьевича Баха», «пакет для участия», «бронь в “Космосе”», «оргкомитет оставляет за собой право», «путевка в Дортмунд»… Все-все хорошо знакомое, но немного подзабытое! «Аэрофлот» вновь распахнул свои объятия для игроков всего мира, и первый слет после перерыва прошел вполне успешно.

Блестящую победу в обоих главных турнирах (классике и блице) одержал триумфатор Аэро-2008 Ян Непомнящий. В длинном соревновании почти ноздря в ноздрю с ним долгое время шли блестяще проявившие себя Даниил Дубов и Иван Букавшин. А на финише молниеносной перестрелки Ян развил такой ураганный темп, что почудилось: сам стоящий у входа в «Космос» Шарль де Голль немного поклонился и приподнял свою знаменитую форменную фуражку, приветствуя талантливого москвича.


Браво, Ян!

Ваш автор наблюдал за битвами, в которых решалась судьба поездки в Дортмунд, из глубин зала турнира «B», порой горько сожалея о том, что поехал в Москву игроком, а не журналистом. Тем не менее, работа для меня нашлась и тут: в восьмом туре в побочном турнире разразился скандал с весьма любопытным подтекстом. Дело происходило в поединке легенды столичных шахмат мастера Павла Двалишвили и его азербайджанского коллеги Орхана Абдулова.

Встреча с первых ходов развивалась очень напряженно – за два тура до финиша соперники имели по «+2», и поединок определял для победившего шансы на один из главных призов в несколько тысяч евро, а для проигравшего – сражение за крохи в иностранной валюте. Позднее Двалишвили утверждал, что азербайджанец с первых ходов вел себя нагло и вызывающе. Абдулов парировал это тем, что Павел всячески мешал ему думать, заранее записывал ход на бланке и подсовывал его, пытаясь понять реакцию партнера. Двалишвили в свою очередь доставал из кармана удостоверение инвалида по зрению и утверждал, что такого у него и в мыслях не было.

Квинтэссенцией данного противостояния стало следующее. Позиция Абдулова оказалась абсолютно проигранной (причем до контроля было еще далеко – черные не вышли из дебюта), но при этом азербайджанский мастер несколько раз апеллировал к арбитрам по поводу того, что Двалишвили записывает ход на бланке перед тем, как его сделать. И после очередного эпизода потребовал поставить сопернику поражение. Сбежались арбитры, партию остановили и вывели партнеров в коридор – что там происходило, участники могли только представлять по доносившимся возгласам. Вскоре подошел и главный судья Герт Гийссен, которому стали переводить с русского на английский, объясняя создавшуюся проблему. И Гийссен в полном соответствии с правилами поставил Двалишвили ноль. Оказывается, если игрок, несмотря на предупреждение арбитра, продолжает записывать ход перед тем, как исполнить его на доске, то он может быть сурово наказан. Кажется, на третий раз. А вы знали это правило?


Пострадавший Павел Двалишвили

Честно скажу, мне было очень жаль Пашу, хотя по большому счету он виноват сам, что не скорректировал свои действия после первого замечания. В итоге Абдулов выиграл последнюю партию и стал 4-м, а Двалишвили зацепился лишь за последние «аэробонусы». Кажется, правило, требующее записывать ход исключительно после того, как он был сделан, было введено примерно в 2005 году. И единственным известным случаем карательного вердикта был эпизод на юношеском чемпионате мира того же года. Но тут, когда на кону была столь внушительная сумма… Подумайте, белые проиграли выигранную партию, потому что заранее записывали ход! Как записывали его многие чемпионы мира. Михаил Ботвинник даже настоятельно рекомендовал юным шахматистам заранее фиксировать ход на бланке, дабы избежать спешки и сопутствующих ей досадных ошибок.


Не торопись записывать ход!

Конечно, я в данном случае не ставлю под сомнение действие судей. Закон есть закон, а на «Аэрофлоте» работала высокопрофессиональная и очень корректная команда арбитров. Но не кажется ли вам, дорогие читатели, что в последнее время в шахматный мир внесено немало странных правил, причем внесено без консультаций с шахматной общественностью? Немало копий наломано вокруг «софийских» правило и Zero tolerance, но ведь есть и другие довольно специфические примеры.

Вспоминается, Игорь Болотинский рассказывал, как в 2008 году на одном из фидешных слетов делегат от Африки задал вопрос: «А почему на проходе можно бить только пешкой? Давайте разрешим бить на проходе фигурой!» И эта инициатива рассматривалась на полном серьезе, но, к счастью, сознательные делегаты ее не пропустили. Вот скажите мне, а что плохого в том, чтобы записать ход заранее? Неужели это должно караться поражением? То есть если мой противник пришел подшофе или грязно выругался за доской, то четко прописанной процедуры о постановке ему нуля нет. А вот если этот злодей ход записал заранее, то ноль негодяю!

Каждый год меняется правило о превращении пешки в ферзя. Внезапно решили, что за невозможный ход в рапиде надо карать поражением. Для юниоров ввели четырехкратные умножения, что вызвало довольно спорные искажения юношеского рейтинг-листа и открыло неограниченные возможности для различных махинаций по накрутке пунктов Эло и выполнений званий…Кто же пишет законы? Какие мотивы их решений? Хотелось бы узнать, хотя… хотя Павлу Двалишвили это уже не поможет. И, как выяснилось, Уэсли Со тоже.

В редакцию сайта РШФ пришло письмо главного арбитра «Аэрофлот Опен» Герта Гийссена, в котором известный рефери прокомментировал события в поединке Двалишвили – Абдулов.


«Противник гроссмейстера Двалишвили протестовал, и на первый раз Двалишвили был предупрежден арбитром. Тем не менее, гроссмейстер Двалишвили не отказался от своей привычки. Тогда арбитр прибавил противнику Двалишвили две минуты. А когда гроссмейстер Двалишвили в третий раз записал ход перед тем, как его сделать, ему было засчитано поражение. Отсюда следует, что гроссмейстер получил два предупреждения перед тем, как игра была прекращена».
Турнир претендентов