26 июля 2014

В паре с другом-модулем искрометно жить

Если можно партию взять и отложить


На днях в Бергамо завершился интересный турнир под названием ACP Golden Classic – как его часто называют, ностальгический проект президента АШП Эмиля Сутовского, а по сути, очень любопытный эксперимент. Изюминка соревнования заключается в том, что участникам предоставляется право отложить партию после 40 хода, как это было принято в старые добрые, докомпьютерные времена. Напомню, что откладывания были упразднены в далекие 90-е из-за нашествия всё крепнущего электронного интеллекта, хотя отдельные турниры и матчи по старым правилам проводились и тогда. Например, матч за звание чемпиона мира ФИДЕ Карпов – Камский 1996 года, когда буквально перед самым началом прославленный чемпион настоял на том, чтобы после пяти часов игры объявлялся перерыв и записывался секретный ход. А одним из последних турниров с откладыванием стал старт 1997 года в голландском Тер-Апеле, выигранный Алексеем Шировым. Много лет спустя Алексей Дмитриевич рассказывал на популярном форуме chessglum.com о том, что при доигрывании с Робертом Хюбнером поймал знаменитого немца в красивую ловушку, придуманную с помощью компьютера. Хюбнер, известный своими кропотливыми аналитическими изысканиями, конечно, изучал отложенную сам и, как игрок старой формации, даже не задумывался о том, что можно спросить совета у маленького, но уже столь сильного помощника…

Однако то были 90-е, и то был Fritz 5.32. Который в разы слабее современных «Гудини» или «Стокфиша». Заслуживает ли внимания идея откладывания партии сейчас? Я слышал множество голосов, которые высказывались против, но позволю себе нескромность поддержать инициативу организаторов. Во-первых, любые эксперименты  («фишер», система  очков 3-1-0 и т.д.) – это всегда интересно, а во-вторых, было весьма любопытно, как проявят себя современные гроссмейстеры, если им попадутся в руки неограненные алмазы, подобные тем, которые ночами шлифовались на карманных шахматах Льва Полугаевского или Михаила Ботвинника. Смогут ли наши современники создать за ночь из них столь прекрасные бриллианты, как это удавалось классикам прошлого? Вот простой пример.

Л. Полугаевский – Е. Геллер
Скопье/Охрид 1968




Может ли ферзь выиграть у двух слонов? Навскидку, нет, тем более что дальнобойные фигуры обороняющейся стороны способны создать своим огнем «непроходимую зону», но за ночь Лев Абрамович нашел, как верно расположить пешки, обнаружил оптимальную позицию для ферзя и дорожку для короля, а также все цугцванги! И вскоре «порадовал» этим всем Ефима Геллера.

В позиции на нижней диаграмме комендант крепости черных выбросил белый флаг.





Лев Полугаевский

Как-то мы обсуждали окончание этой партии с Сергеем Шиповым, и ваш корреспондент спросил у шахматного эксперта о том, кто из титанов современности смог бы идеально осуществить подобную работу с компьютером и, что самое любопытно, без? Сергей Юрьевич сходу ответил, что не сомневается в Гельфанде и Крамнике, но сослался на то, что без необходимой практики, «с листа» аккуратно и безошибочно выполнить такой анализ крайне непросто и,главное, непривычно. Так вот, именно в соревновании, инициированном Эмилем, уже второй раз проводился эксперимент на заданную тему.
Два года назад в Амстердаме с откладыванием сражались такие звезды, как Василий Иванчук, Гата Камский, а компанию им составляли амбициозные Баадур Джобава, Кришнан Сашикиран, Ле Куанг Льем, очаровательная Анна Музычук и сам Сутовский. Победу одержал Василий Михайлович, набравший 5 очков в шести партиях, а настоящим украшением турнира стало доигрывание партии Сутовский – Сашикиран с каскадом жертв и красивейшим вечным шахмат.

Два года спустя в Бергамо съехались Ян Непомнящий, Уэсли Со, Баадур Джобава, Золтан Алмаши, Эмиль Сутовский и два итальянца – Даниэль Вокатуро и Сабрино Брунелло. Увы, не пошла игра у Яна, а будущий победитель из Филиппин решил не заморачиваться на откладывания. Набрал 4,5 из 6, и всё в пределах 40 ходов. Единственным, кто мог остановить рвущегося в элиту Уэсли, был Вокатуро. Итальянец упустил возможность нанести своему могучему визави изумительный по красоте тактический удар.

У. Со – Д. Вокатуро
Бергамо 2014



Здесь Даниэль пожертвовал коня в неудачной редакции –31... Nxg3 и не получил за него должной компенсации. Между тем, очень сильным и неочевидным решением была другая вариация жертвы:31...Ngf4!! 32.gxf4 Ng3! 33.Bd3 (проигрывает 33.Kxg3 exf4+)33...Qh5+ 34.Kg2 exf4, и продолжается игра на три результата, в которой белые рискуют гораздо больше. Правда, всезнающее компьютерное око утверждает, что должна получиться ничья: 35.Bc3 g4 36.fxg4 Bxg4 37.Nxg4 Qxg4 38.Nf2 f3+ 39.Kh2 Qf4 40.Nh3 Nf1+.

Самой же интересной отложенной в Бергамо стала партия Алмаши и Брунелло. Ситуация на доске оказалась настолько насыщенной и напряженной, что анализ продлился фактически хода 3-4.

З. Алмаши – С. Брунелло
Бергамо 2014




«Гудини» гарантирует черным комфортные -0.5, что легко объяснимо – форпосты черных коней находятся куда глубже внутри вражеской территории. В распоряжении итальянца было достаточно времени и мощный аналитический модуль, но то ли действительно ситуация оказалась слишком сложной, то ли Сабрино анализировал не очень глубоко…

42. Kh2 Nhf4 43. Ne4 Nc3 44. Rb2 Qb5 45. Rb3 b6 46. axb6 axb6 47. Nfd6, белые раскрутились, а в дальнейшей борьбе уже Алмаши прошел мимо выигрывающей возможности.


Золтан Алмаши


Сабрино Брунелло

И все-таки назревает вопрос: а что если бы вместо итальянца находился знаменитый гроссмейстер из Самары, Мемориал которого совсем недавно прошел на берегах Волги? Насколько глубоко простиралась бы домашняя работа Полугаевского и, тем паче, домашняя работа Полугаевского с «Гудини»? Увы, этого мы никогда уже не узнаем…Но надеюсь, что следующий ACP Golden Classic будет еще богаче на головоломки при откладывании!
Турнир претендентов