1 августа 2013

Вперед, на фианкетто!

Ход h2-h4 в моде нынешнего сезона


В Белграде продолжается чемпионат Европы среди прекрасной половины человечества. Позади 8 туров дистанции, и лидирует Хоанг Тхань Чанг. Хорошо помню, как вьетнамская шахматистка несколько неожиданно шла во главе турнирной таблицы на первенстве континента 2009 года в Санкт-Петербурге, но была в решающий момент остановлена Екатериной Ковалевской, которая затем, в свою очередь, уступила будущей чемпионке Татьяне Косинцевой. Интересно, как сложатся решающие туры в этот раз — рядом с Хоанг находятся не только Ковалевская, но и тройка российских «сборниц»: Александра Костенюк, Валентина Гунина (увы, Валя лидеру уступила) и Наталья Погонина.

Но речь в данной заметке пойдет не о шансах наших девушек на медали; внимание автора привлек дебют встречи 8-го тура, в котором восходящая звездочка Александра Горячкина играла белыми против секс-символа голландских шахмат Лизы Шут. Титаническая битва продолжалась аж 137 ходов и завершилась ничьей в окончании «ладья против слона». А началась партия куда более оригинально.

А. Горячкина — Л. Шут
Белград 2013
Защита Грюнфельда

1. d4 Nf6 2. c4 g6 3. Nc3 d5 4. Bg5 Ne4 5. h4!?



Не могу сказать, что ход совсем уж новый, партий 10 на эту тему Меgabase все-таки выдает, но на гроссмейстерском уровне рывок крайней пешкой в данной ситуации, вроде бы, не встречался. Но он вполне вписывается в современную практику борьбы с защитой Грюнфельда. Вы помните: Лондон, турнир претендентов, черными играет без пяти минут Бог и величайший шахматист всех времен и народов Магнус Карлсен, а белыми – один из героев претендентского цикла-2011 Александр Грищук, жаждущий отыграться за пару обидных срывов на середине дистанции.

А. Грищук — М. Карлсен
Лондон 2013
Защита Грюнфельда

1. d4 Nf6 2. c4 g6 3. Nf3 Bg7 4. Nc3 d5 5. h4!?



Я бы очень хотел посмотреть видеоролик, на котором запечатлены лица игроков крупным планом в тот момент, когда Александр сотворил выпад крайней пешкой. Не в чемпионате Москвы по блицу, а в турнире претендентов! И против игрока, в абсолютную гениальность которого в тот момент уверовало всё человечество, за исключением Василия Иванчука и Петра Свидлера. Магнус не пытался опровергнуть эскападу белых, а ушел в глухую защиту, но со своей задачей по достижению ничейной гавани справился очень уверено. Хотя вот совсем недавно в Биле Максим Вашье-Лаграв в поединке с Яном Непомнящим доказал плюсы позиции черных при немедленном контрударе по центру пешкой с7.

Конечно, h2-h4 против фианкетто за всю историю шахмат ходили многократно, и прием этот во многих табиях трафаретный. Ваш автор в свое время написал две статьи под названием «Великие мастера фланговых атак» для сайта Chesspro.ru, где исследовался данный пешечный накат ( 1 часть и 2 часть). Через месяц после публикации крайнюю пешку против Эрвина Л'Ами в Вейк-ан-Зее «метнул» сам Владимир Крамник. Вряд ли эти два события были как-то связаны, но мне было очень приятно. Наверняка, приятно было и Крамнику, а вот голландцу по итогам 23-ходовой партии – не очень...

В. Крамник — Э. Л 'Ами
Вейк-ан-Зее 2011
Английское начало

1.Nf3 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 d5 4.cxd5 Nxd5 5.d3 Nxc3 6.bxc3 Bg7 7.Qc2 0–0 8.g3 c5 9.Bg2 Nc6 10.h4



И, не использовав всех защитных ресурсов, Эрвин вскоре получил мат.
Кстати, стоит упомянуть, что в редких случаях движение белого тарана – не только творческий рецепт, но и очень сильный. Например, при порядке 1. d4 f5 2. c4 Nf6 3. Nc3 g6 4. h4! (по рекомендации Максима Турова сам так играл против Александра Ластина в 2005 году) у белых грозная атака. Помнится, крупный специалист по голландской защите Владимир Маланюк потом отметил, что при белом коне на с3 аккуратнее играть 3...d6. Но то ведь довольно специфическая позиция — черный король ослаблен движением пешки f7, и белые вправе жертвовать пешку, а затем и качество на поле h5.

Что касается защиты Грюнфельда, то тут выгоды белых менее очевидны. Безусловно, от черных нужна точность, но ведь и пешки назад не ходят. А ход h2-h4 подобен покупке дробовика в штате Техас — раз повесил на стену в гостиной, значит, психологически должен быть готов пустить его в ход. Или (в шахматном случае) – недрогнувшей рукой поставить пехотинца под бой на поле h5...

В заключение расскажу о еще одной фланговой атаке, разворачивавшейся на моих глазах. Дело было на Высшей лиге в Таганроге-2011, и за соседним столом играли два настоящих рыцаря шахматной доски: Борис Савченко и Эрнесто Инаркиев. Боря за пару месяцев до «вышки» на чемпионате Европы во Франции едва не обыграл Эрнесто, сыграв первым ходом 1.b2-b3. Видимо, опыт Экс-ле-Бена подвигнул краснодарского гроссмейстера на эксперимент куда более рискованный.

Б. Савченко — Э. Инаркиев
Таганрог 2011
Староиндийская защита

1.c4 Nf6 2.d4 g6 3.Nc3 Bg7 4.h4!?


Борис несколько небрежным движением королевского мушкетера на отдыхе двинул на два поля свою штурмующую колонну, а на лице Эрнесто мгновенно отразилась вся гамма чувств, которую испытал классик староиндийской защиты после увиденного на доске. Прошли томительные минуты ожидания, потом Инаркиев сжал губы и уверенно пошел навстречу замыслу Савченко: 4... d6 5. h5 Nхh5. Весь вид москвича излучал мгновенно читаемую мысль: «Я докажу, что так играть в шахматы нельзя!» И этот поединок действительно закончился в пользу черных, причем будущий участник Мемориала Таля сумел выиграть концептуально — по линии «h» у него прошел ферзь.

Так что у движения пешки h2 есть свои минусы и свои плюсы. Наверняка найдутся многие, кого привлечет доблесть «брусиловского» прорыва белых, а будут и те, кто всеми правдами и неправдами постарается опровергнуть рискованную схему атаки. Но не подлежит сомнению, что «тычок» h2-h4 — это одна из главных мод последнего игрового сезона!
Турнир претендентов